Отравлены ненавистью: Какое кино — такая и страна

Отравлены ненавистью: Какое кино — такая и страна | Русская весна

Смотрели ли вы фильмы или сериалы, произведенные Украиной за последние 5–10 лет? Хорошо, если нет, искренне сочувствую, если да.

Все сериалы имеют до смешного примитивные сюжеты, 85% фильмов сняты об исторических личностях и событиях. Современность украинских режиссеров и сценаристов мало интересует, а будущее — вообще тайна за семью печатями.

Можно, конечно, оправдать тем, что на такую ограниченную в кругозоре экранную продукцию есть спрос населения или государственная поддержка.

Мол, а народу и неинтересно смотреть на свою тяжелую жизнь на экране, поэтому мы снимаем и показываем что-то пластмассовое, картонное, резиновое — только не живое.

Вы, конечно, скажете, что кино — это отнюдь не зеркало общества или государства. Возможно, но на Украине это так. Лозунг Ленина «Важнейшим из искусств для нас является кино» в декоммунизированной стране решили поставить во главу угла госпропаганды.

Можете ли вы назвать хоть один украинский фильм или сериал, который вы ждете, который вам понравился так, что вы цитируете фразы из него? Конечно же нет, потому что сложно запомнить безвкусицу, китч и примитивные сюжеты сродни книгам из супермаркета.

Но именно такой является и сама страна, производящая тонны однотипного и никому, кроме себя, не нужного хлама. Общество и государство не интересуются проблемами личности, среды обитания, вариантами построения будущего. Они все живут либо прошлым, либо утопичной реальностью, в которой Киев — столица мира, а Россия — маленький и всегда создающий проблемы вассал.

Не удивительно, что на Украине так популярны политические шоу и примитивный юмор на принадлежащих олигархам каналах. Когда люди живут десятилетиями в параллельной реальности, ведясь на поводу у госпропаганды, никаких других симпатий ожидать и не приходится.

Вот эта ограниченность, местечковость, псевдоинтеллектуальность и одновременно доставшаяся в наследство от Союза тяга к доминированию и переоценке себя вредят Украине намного больше всех ее недалеких политиков.

На Украине СМИ принадлежат не государству и не партиям, почему же тогда буквально каждое СМИ 75% своих эфиров или страниц отдает под отчеты о каждом шаге президента, премьера, чиновников и даже отдельных партийных лидеров? Потому что обществу это интересно, потому что декорации для украинцев намного важнее сути.

Ограниченность — это когда у тебя высшее образование, являющееся высшим только на Украине, неофициальная работа, из-за которой у тебя будет нищенская пенсия, разруха и проблемы вокруг.

Но при этом тебя больше заботит, что президент, за которого ты даже не голосовал, сказал в Давосе, куда ты никогда не поедешь, относительно вопросов, в которых ты никогда не разбирался. Вот портрет типичного украинца.

И это не проблема кино, которое отказывается воспринимать реальность или будущее. Это не проблема сериалов, которые абсолютно низкопошибны. И это даже не проблема СМИ, которые под журналистикой подразумевают работу маркетинговой службы правительства и политиков.

Если есть огромный социальный запрос на третьестепенные и несущественные по сути вещи для того, чтобы спрятаться от реальности, то, конечно, государство и СМИ очень даже рады соответствовать такому запросу.

С другой стороны, это — абсолютно не пример европейского типа мышления. Это — типично азиатский путь. Если вы посмотрите на кино, получившие главные награды европейских кинофестивалей, вы увидите, что большинство тех фильмов — гиперреалистичны и не пытаются спрятаться в бетон, как украинские.

Если вы почитаете европейские СМИ, вы увидите, что французские газеты не отчитываются о каждом шаге президента или премьера, а немецкие отнюдь даже не цитируют очередное высказывание очередного партийного лидера.

Потому что, во-первых, СМИ уважают самих себя; во-вторых, такого рода информация является политической рекламой; в-третьих, читатели, зрители или слушатели больше интересуются проблемами своей собственной жизни, чем жизнью вообще-то мало им известных политиков, стран или даже континентов.

В Instagram появилась новая фишка — об этом обязательно напишут британские, шведские, нидерландские издания. Как есть жир и при этом худеть — это может быть одной из главных новостей европейских телеканалов. Почему гомосексуальные отношения не так стабильны как гетеросексуальные — типичная программа на разговорном радио в Европе. Попробуйте найти все это в информпространстве украинских топ-СМИ.

А если вы посмотрите европейское современное искусство, то оно не сосредоточено на вышивке, национальных флагах, примитивных речевках и лозунгах, оскорблениях соседних стран или других абсолютно неэстетичных вещах.

Псевдоискусство, которое подпитывается ненавистью, никогда не сможет создать шедевров. Потому на Украине и нет ни стоящего кино, ни плеяды всемирно известных художников, кутюрье или писателей.

Нельзя отрицать того, что на Украине есть известные и крутые музыканты. Есть пара-тройка неплохих и смелых художников, дизайнеров, артистов, галеристов и режиссеров. Но их голоса не слышны обществу. Они часто являются более известными для утонченных ценителей за пределами страны, чем в своем родном отечестве.

Печально ведь не то, что украинское кино нельзя смотреть, новости — читать, искусство является пародией на само себя, а СМИ делают качественно только рекламу политикам.

Печально на самом деле то, что украинское общество это любит, поощряет, ожидает и живет этим. Поверхностность, вера в утопию, самовнушение — вот основные ценности Украины.

Впрочем, у меня нет готовых решений того, как можно годы спячки и подмены понятий, годы лживых ценностей и погони за призраками перечеркнуть и изменить. Это — наше прошлое и современность. Хотелось бы, чтобы будущее было другим, но пока что надежды на это нет. Выход один: не можете жить в картонной и опереточной реальности, уезжайте, меняйте себя и то, что вы видите перед собой.

Если двух революций за 10 лет было недостаточно для того, чтобы пересилить себя, значит, нужно остановиться в этой бессмысленной борьбе. Оставить все, как есть — пусть общество и государство развалятся до основания и погрязнут в своих иллюзиях.

Только если новые поколения начнут искать и требовать новых смыслов, новых истин, настоящести и реальной жизни, тогда можно будет говорить о будущем такой страны и такого общества. Тогда вернутся эмигранты и страна перестанет быть отстойником.

Читайте также: Мэрия Кривого Рога предупреждает: в городе развесят флаги Новороссии, а по улицам будут ходить военные ДНР

Антон Дмитриев — журналист, общественный деятель (Киев), для «Русской Весны»

Количество просмотров: 35 370

«Русская весна» – Экономика


b4a8f662eb47b5d8