Что происходит с системой образования ДНР?

Что происходит с системой образования ДНР?  | Русская весна

Общественный и политический деятель, кандидат на пост главы ДНР Павел Губарев рассказал о насущных проблемах в системе образования Республики.

За годы существования ДНР на посту министра образования и науки сменилось 3 человека, а, как известно, — «новая метла — по-новому метет». Такая ситуация привела к разбалансировке системы образования.

Большую роль в этом процессе порой играл волюнтаризм конкретного первого руководителя. Так стоит вспомнить, что при предыдущем Министре образования и науки были потрачены значительные финансовые средства из бюджета Республики на создание новых высших учебных заведений.

Такие вузы создавались для подготовки педагогов системы начального образования и специалистов для сельского хозяйства. Однако эту задачу можно было решить с помощью расширения направлений подготовки в уже существовавших на тот момент вузах ДНР.

Возникали ситуации, когда личные дружеские отношения министра и ректора конкретного вуза способствовали тому, что вся административная мощь аппарата министерства начинала работать на ослабление высшего учебного заведения, имевшего аналогичные направления подготовки. Хоть это и один из ведущих вузов ДНР.

Результатом такой недобросовестной конкуренции являлось закрытие перспективных и пользующихся спросом у абитуриентов специальностей попавшего в немилость вуза. Не стоит забывать и проблему коррупционной составляющей в системе образования.

Насколько она серьезна показывает такой эпизод: этим летом на 6 лет заключения за взятку был осужден один из заместителей предыдущего министра образования и науки. Нужно отметить проблему бюрократизации и зарегулированности в управлении системой образования.

Длительное время многие учителя общеобразовательных организаций, преподаватели высшей школы жалуются на немыслимый и ничем не обоснованный объем отчетной документации. А также — огромное количество всевозможных проверок образовательных организаций всех уровней образования.

Зачастую они проводились по формальному принципу: «Нам не нужна ваша работа, нам нужно, чтобы вы устали». Требуют пересмотра подходы к системе государственной итоговой аттестации (ГИА).

Необходима разработка и внедрение системы эффективного госконтроля за качеством образования в вузах, переориентация системы высшего профессионального образования из сферы оказания услуг в фактор развития производства.

Сегодня наша система образования готовит специалистов, которые уже давно не требуются реальному сектору, она слишком консервативна. Для того, чтобы изменить ситуацию, необходимо:

— создание системы прогнозирования потребностей рынка труда в выпускниках вузов и учреждений СПО; 

— модернизация программ профессионального образования с учетом выявленных потребностей; 

— участие специалистов крупных промышленных предприятий в разработке профессиональных и образовательных стандартов для систем среднего профессионального и высшего профессионального образования; 

— разработка общегосударственной программы долгосрочного взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, развитие социального партнерства между их участниками.

На базе крупных учреждений профессионального образования нужно создавать «ресурсные центры» по обучению, переобучению и повышению квалификации кадров. Мы должны использовать принцип непрерывного образования, предполагающий внедрение новых образовательных технологий, новых способов предоставления образовательных услуг.

У нас есть вызовы и угрозы и со стороны ценностно-смысловой составляющей системы образования. Об этом свидетельствует вопиющий случай, произошедший несколько лет назад в Ясиноватой.

Так, группа студенческой молодежи одного из училищ города была использована сотрудниками СБУ для организации диверсий на территории Республики. Слишком много формализма — учащаяся молодежь зачастую нужна нашим общественным организациям только для того, чтобы «подержать флаг» на очередном бессмысленном сборище.

В стратегическом плане нужно бороться за фундаментализацию образования — направленность на создание цельного, обобщающего знания, которое являлось бы основой всех полученных знаний. И объединяло бы получаемые в процессе обучения знания в единую мировоззренческую систему, основанную на базе современной методологии.

Обращаясь к проблемам науки, как вузовской, так и академической, можно отметить такую особенность, как хроническое недофинансирование. И тут речь не идет об улучшении ситуации в сфере материально-технического обеспечения научно-инновационной деятельности.

Речь о другом, ряд наших научно-исследовательских институтов с начала этого года уже даже не в состоянии закрыть расходы на оплату коммунальных платежей. Министерство финансов просто сократило финансирование этих статей. Возникает вопрос, о каком развитии науки можно говорить в этой ситуации?

Еще один болезненный вопрос для вузов и НИИ — это средства, которые находятся в специальном фонде. Минфин запрещает их расходовать на иные статьи, кроме как на оплату коммунальных услуг. Когда вуз или НИИ зарабатывает с помощью своей научной деятельности определенные средства, но не может их направить ни на стимулирование работников, ни на материальную помощь, или развитие вуза.

Для стимулирования развития нашей науки необходимо «разморозить» использование средств спецфонда. В вузовской науке также остро стоит проблема открытия новых диссертационных советов по востребованным направлениям подготовки, например, по юридическим наукам. Не решается проблема старения научных кадров.

Нам необходимо срочно повышать престижность профессии ученого, создавать развитую систему социально-трудовых гарантий для ученых-исследователей.

Привлекать студенческую молодежь к перспективным научным разработкам. И, конечно же, предпринимать действенные шаги, направленные на интеграцию республиканской науки в международное научное сообщество.

Читайте также: Скандал: Мисс Украину-2018 лишили короны через 4 дня после финала (ВИДЕО)

Количество просмотров: 16 612



b4a8f662eb47b5d8