«Наше лидерство не вызывает сомнений», — генеральный конструктор КБ "Салют"

«Наше лидерство не вызывает сомнений», — генеральный конструктор КБ "Салют" | Русская весна

В ночь с воскресенья на понедельник на космодроме Байконур состоялся юбилейный — четырехсотый — пуск ракеты-носителя «Протон». Ожидается, что она выведет на орбиту космический аппарат «Ямал-401» по заказу «Газпром Космические системы». На сегодняшний день «Протоны» лидируют по количеству коммерческих запусков в классе тяжелых ракет-носителей. «Лента.ру» побеседовала о перспективах использования этих ракет с Юрием Бахваловым, первым заместителем генерального директора Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) имени Хруничева и генеральным конструктором КБ «Салют».

«Лента.ру»: «Протоны» были разработаны в конструкторском бюро «Салют», там же они подвергались модернизации. Какой послужной список у этих ракет?

Юрий Бахвалов: Это юбилейный пуск, он стал 400-м в летной истории «Протона» различных модификаций. Это если считать и первые пуски в двухступенчатом варианте, и пуски ракеты-носителя «Протон-К» и «Протон-М».

16 июля 1965 года двухступенчатая ракета-носитель УР-500 вывела на орбиту научную космическую станцию «Протон-1» массой 12,2 тонны. Всего эти ракеты-носители в 1965–1966 годах вывели три спутника «Протон». Научная аппаратура обеспечивала изучение космических лучей и взаимодействие с веществом частиц сверхвысоких энергий: на спутниках были установлены ионизационный калориметр, гамма-телескоп и другие приборы. Впоследствии УР-500 унаследовала название этих космических аппаратов и стала называться «Протоном».

Последний запуск ракеты-носителя «Протон-К» состоялся 30 марта 2012 года, а всего было произведено 310 пусков этой ракеты-носителя. С 1996 года началась коммерческая эксплуатация на мировом рынке «Протона-К» для запуска иностранных космических аппаратов, и всего было уже осуществлено 32 коммерческих пуска «Протона-К». «Протон-К» вывел все тяжелые орбитальные модули и станции «Салют», «Алмаз», комплекс «Мир», первые российские модули международной космической станции «Заря» и «Звезда».
Фото: ГКНПЦ имени Хруничева

Сейчас Россия эксплуатирует ракету-носитель «Протон-М». Ее первый старт состоялся 7 апреля 2001 года, и уже осуществлено 85 пусков. «Протон» используется для выполнения ФКП (Федеральной космической программы — прим. «Ленты.ру»), в интересах Минобороны и в коммерческих целях. «Протон» — востребованное средство выведения, достаточно надежное и с высокими эксплуатационными характеристиками.


Почему в последнее время участились аварии «Протонов»?

«Протон» — высоконадежная ракета-носитель. Причины последних аварий — снижение качества изготовления, то есть человеческий фактор. Это относится и к центру Хруничева — головному производственному предприятию, и к предприятиям-поставщикам.

И как вы решаете эту проблему?

Все аварии расследует межведомственная комиссия, которая создается в связи с конкретным инцидентом. Она определяет причину нештатного выведения и вырабатывает меры по недопущению подобных ситуаций в дальнейшем. Например, нештатное выведение спутника «Экспресс AM4R» произошло из-за нарушения работоспособности турбонасоса рулевого двигателя третьей ступени — таков вывод межведомственной комиссии. Проверка, проведенная в центре Хруничева и на Воронежском механическом заводе, показала: все операции были выполнены в соответствии с технологическим регламентом, без нарушений.

Как долго еще будут использоваться «Протоны»?

Мы предполагаем, что минимум до 2025 года. Понимаем, что «Протон» постепенно будет уходить с рынка и заменяться «Ангарой». Но это вопрос времени, «Ангаре» еще надо набрать статистику. Как часто будет летать «Ангара-А5», как быстро пройдет летные испытания, как быстро мы создадим кислородно-водородный разгонный блок — все это повлияет на срок перехода с «Протона» на «Ангару».

По «Ангаре» интересны две характеристики — коэффициент грузоподъемности (то есть отношение веса полезной нагрузки к стартовой массе полностью заправленной ракеты) и коэффициент конструктивного совершенства (отношение сухой массы ракеты к выводимому полезному грузу). По первому показателю «Ангара» — на самых верхних строчках среди всех мировых изделий этого класса, а по второму — чем меньше сухая масса ракеты, тем более она эффективна при выведении одного и того же полезного груза, и здесь мы — первые среди мировых «тяжеловесов», сравнивая с американскими Atlas V, Delta IV или европейской Ariane 5.

И наш, российский, двигатель первой ступени РД-191 — самый совершенный, такого в мире нет ни у кого. То же самое относится и к двигателю второй ступени (РД-0124).

Количество просмотров: 92



b4a8f662eb47b5d8