«Ан-140» — слава иранского авиапрома?

«Ан-140» — слава иранского авиапрома? | Русская весна

Иран реализует программу производства легкого транспортного самолета Ir. An-140T, создаваемого на базе пассажирского самолета Ан-140-100.

Программа предусматривает создание самолета с грузоподъемностью до 6 т. Дальность полета с грузом 5 т составит 1860 км, топливная эффективность будет на 30% лучше, чем у Ан-26.

Новая модель сможет перевозить 50 солдат, или 36 десантников, или 24 раненых. Размеры грузового отсека: длина 10200 мм, ширина 2270 мм, высота 1890 мм.

До всей этой не очень веселой для нашей страны истории мы тоже метили в серийные производители сего потомка легендарного семейства Ан. Самарский авиационный завод «Авиакор» даже подписал соглашение с украинским государственным концерном «Антонов» на передачу интеллектуальной собственности на самолеты Ан-140С и Ан-140Т.

Это транспортные версии пассажирского самолета Ан-140-100, которые «Авиакор», между прочим, выпускает для Минобороны. Однако развязанная «из-за бугра» горячая война на Украине, килотонны пропаганды прямого действия и информационная обработка всех слоев украинского общества отразились и на взглядах менеджеров знаменитого «Антонова». Поставки комплектующих почти невозможны. Итог, конечно, печальный: проект заморожен.

Эксперты практически в один голос утверждают, что перспективы у российских «Антонов» катастрофически туманны.

В самом же Иране, поставившем своей главной геополитической задачей стать доминирующей региональной державой, с 2001 года на авиазаводе HESA г. Шахиншехр серийно выпускается самолёт IrAn-140 (лицензионная версия украинского Ан-140). Именно на базе иранской версии Ан-140 и планируется производить транспортную модификацию. Об этом было объявлено на оборонной выставке в Тегеране в прошлом году.

Ан-140, если судить по практике его использования в Якутии (авиакомпания «Якутия» чуть ли не единственный эксплуатант этой модели в России), зарекомендовал себя наилучшим образом. Ключевые характеристики самолета «на высоте» — вполне экономичный расход топлива (а также стоимость часа простоя — 3000 $), уровень шума, звукоизоляции, относительно комфортабельные салоны и другие параметры позволяют говорить об этой модели как об одном из главных факторов покорения российских просторов. Учитывая неприхотливость Ан к низким температурам и к наличию цивилизованных ВПП (взлетно-посадочных полос), данная отечественная разработка могла бы широко и успешно использоваться для развития Урала, всей Сибири (в том числе северной, приарктической), Дальнего Востока страны, которые сейчас остро нуждаются в дешевом и быстром транспортном сообщении.

Надо ли говорить, что без малой авиации, основой которой в России мог стать Ан-140 и его модификации, рассуждать об инфраструктурной революции и европейском уровне внутренних коммуникаций в нашей обширной Родине — просто глупо. Вряд ли мы сможем закатать в красивый асфальт тундру и тайгу на тысячах диких километров — это не удалось даже в ударные советские годы (хотя работа, конечно, была проведена колоссальная). Поэтому в обозримом будущем, если не случится какого-то незапланированного «Русского технологического прорыва», единство страны — а это и транспортная доступность любого, самого дальнего уголка — прямо зависит от авиапромышленности.

На фото Ан-140 авиакомпании «Якутия» на грунтовом аэродроме "Нюрба"

В этой ситуации необходимо предпринять все усилия, чтобы данная отрасль не провались в затяжную депрессию. Кадры постареют, уйдут из жизни, заводы превратятся в торгово-развлекательные центры, КБ всем составом утекут заграницу, а жители Тикси так и останутся наедине с Ледовитым океаном и всеми своими проблемами. Пока им можно помочь, потом помогать будет некому.

Справедливости ради стоит отметить, что в России КБ Ильюшина вело разработку отечественной альтернативы Ан-140. На эту работу были затрачены серьезные средства из госбюджета. При этом, как говорят специалисты, Ил-112Б превосходил украинский самолет по летным качествам.

Работы были остановлены распоряжением Минобороны в 2010 году на стадии подготовки производства, когда были уже построены стапели и оснастка. Государство предложило изыскать 800 млн рублей, в которые оценивалось изготовление четырех опытных образцов, у частных инвесторов — что равносильно убийству самолета.

Можно, конечно, покупать у Ирана Ан-140. Но это все равно что покупать у Украины газ. Надо сохранить школы, традиции, технологии. Кризис на востоке братского государства рано или поздно окончится. Не будем спешить распускать команду специалистов, работающих на семейство легендарного «Антонова».

Ведь «Ан» — еще одно общее достояние с нашим западным братом, который, правда, ведет себя как заблудившийся сосед…

Сергей Кириллов


 

4724


b4a8f662eb47b5d8