Европа в пролёте: Коломойский получает монополию на украинское небо

Европа в пролёте: Коломойский получает монополию на украинское небо | Русская весна

Каждый конкретный пункт новых правил в отдельности, возможно, и способствовал бы выполнению поставленных целей. Но в результате мы имеем погоню за двумя зайцами. Причём заранее известно, что обоих поймает Коломойский.

Тем, кто не в курсе, напомню: Гос.авиаслужба Украины разработала новый порядок получения авиакомпаниями прав на полёты. Документ был зарегистрирован в Минюсте 18 ноября.

Суть новых правил сводится к следующему.

Во-первых, авиакомпании, совершающие международные рейсы, как минимум на 50% должны принадлежать гражданам Украины. Во-вторых, для того, чтобы получить право осуществлять международные авиалинии, авиакомпания сначала должна год осуществлять рейсы внутри страны.

Но и это ещё не всё. Даже выполнив эти условия, нужно сначала выиграть конкурс, который проводит комиссия при Госавиаслужбе. При этом учитываются такие критерии, как количество рейсов, выполненных за последние три года, размер флота и объём налоговых отчислений.

В Госавиаслужбе утверждают, что при разработке правил исходили из лучших побуждений: защиты интересов отечественных авиакомпаний и развития внутреннего авиационного сообщения.

Что характерно, чиновники, похоже, говорят правду — хотя и не всю. Речь и правда идёт о защите отечественного авиаперевозчика — но так уж сложилось, что за этим понятием кроется защита интересов вполне конкретных бизнесменов.

К примеру, в 2013-м году доля отечественных авиакомпаний на рынке составляла 63,5%. Из них 49,8% приходится на «Международные авиалинии Украины» олигарха Игоря Коломойского. Ещё 5,6% — на авиакомпанию «Роза ветров», которую также связывают с Коломойским. Ему же принадлежит и авиакомпания «Днеправиа».

Иными словами, из 63,5% перевозок, которые осуществляют отечественные компании, по крайней мере 55,4% приходится на компании Коломойского. А это, в свою очередь, означает, что защита интересов «отечественных перевозчиков» — это на 80% защита интересов Коломойского.

К слову сказать, Госавиаслужбу, разработавшую спорный документ, с 2014-го года возглавляет некто Денис Антонюк, до этого 11 лет проработавший… в авиакомпании «Международные авиалинии Украины» Игоря Коломойского. Какое удивительное совпадение!

Итак, с «поддержкой отечественного производителя» мы разобрались. Посмотрим теперь, что дают новые правила в смысле развития функционирования внутренних авиарейсов. По словам разработчиков, идея заключается в следующем: если компания хочет зарабатывать на международных авиаперевозках в Украину и из Украины, то она должна также взять на себя «социальные обязательства» и содержать несколько внутренних рейсов — не слишком привлекательных с коммерческой точки зрения.

Идея — вроде бы — здравая. Но в сочетании с пунктом о «поддержке отечественного производителя» она полностью вырождается. Действительно, крупные иностранные игроки, соревнуясь за право получить долю на рынке международных авиаперевозок Украины, в теории могли бы пойти на то, чтобы какое-то время содержать то или иное количество нерентабельных внутренних авиарейсов. Но (сюрприз!) мы же развиваем собственных авиаперевозчиков, и иностранцам здесь не рады. Иными словами, «брать на себя социальные обязательства» предлагают тем компаниям, которые и при более благоприятных условиях с большим трудом выгрызают себе около 8% рынка авиаперевозок.
 
А даже если какая-то авиакомпания и решится играть в игру по правилам Гос.авиаслужбы, то ей — через год малорентабельных полётов на чахлых внутренних рейсах — придётся соревноваться за международные маршруты с фирмами Коломойского на конкурсе. Конкурс этот учитывает только «масштабные» параметры (чем больше компания — тем больше у неё шансов на победу; качество оказываемых услуг не учитывается), а проводить его будет бывший сотрудник Коломойского. Такие дела.

И если обычно минус на минус даёт плюс, то у нас возникает обратная ситуация, в которой плюс на плюс даёт минус. Каждый конкретный пункт новых правил в отдельности, возможно, и способствовал бы выполнению поставленных целей. Но в результате мы имеем погоню за двумя зайцами. Причём заранее известно, что обоих поймает Коломойский.

Новые правила уже вызвали серьёзное беспокойство у иностранных операторов, которые работают в Украине. Так, лоукост (оператор дешёвых авиарейсов) WizzAir не исключает, что ему, возможно, придётся покинуть украинское небо. Правда, в Гос.авиаслужбе заверяют: действующим перевозчикам ничего не угрожает, с новыми правилами они столкнутся лишь если захотят освоить новые маршруты, по существующим направлениям они смогут летать и далее без проблем.

А вот реализация ожидаемых «бонусов» от присоединения Украины к программе «Единое небо Европы» благодаря новым правилам станет практически невозможной. Напомним, подписание соответствующего соглашения было запланировано на 5 июня. Позже его отложили на 27 июня, а затем и вовсе перенесли на неопределённый срок.

Ожидалось, что в результате подписания соглашения европейские авиакомпании получат свободный доступ на украинский рынок, в результате чего цены на авиаперевозки существенно снизятся. Теперь, даже если это соглашение будет подписано, ничего подобного не произойдёт. Евроинтеграция — она такая.

Количество просмотров: 26


b4a8f662eb47b5d8