Морские охотники за подлодками врага и боевые ледоколы: Как «Севмаш» ковал Победу на море и суше (ФОТО)

Морские охотники за подлодками врага и боевые ледоколы: Как «Севмаш» ковал Победу на море и суше (ФОТО) | Русская весна

Великая Отечественная война не обошла стороной ни один дом, ни одну семью. С завода № 402 (в настоящее время — «Севмаш», входит в ОСК) на фронт ушли 4260 заводчан.

Более полутора тысяч из них не вернулись с полей сражений. Их подвиг навсегда останется в наших сердцах, нашей памяти, пишут специалисты Объединённой судостроительной корпорации.

В 1941 году минуло почти три года с тех пор, как в устье Северной Двины было развернуто строительство нового судостроительного завода № 402.

Великая Отечественная война внесла свои коррективы в только начинавшуюся жизнь молодого предприятия.

Как и по всей стране, на заводе было введено военное положение. Обязательными стали сверхурочные работы продолжительностью до трех часов, отменялись отпуска.

В цехах устраивали светомаскировку, умолкли гудки, извещавшие о начале и конце смены. Теперь они подавались лишь в случае воздушной тревоги.

За станками стояли шесть с половиной тысяч подростков, взрослых же производственных рабочих было всего пятьсот человек!

Производственная программа завода резко изменилась. Строительство линкоров проекта 23 и эсминцев проекта 30 было приостановлено. Заводу предписывалось переходить к строительству больших морских охотников проекта 122А для борьбы с подводными лодками.

После подготовительных работ осенью 1941 года состоялась закладка первой серии кораблей.

Основной задачей этих кораблей было несение дозорной службы в ближней зоне отечественных военно-морских баз и на путях развертывания сил флота.

Все корабли участвовали в Великой Отечественной войне, защите внутренних и внешних коммуникаций и баз, несении конвойной и дозорных служб в Баренцевом, Белом и Карских морях.

Трудно переоценить значение Молотовска и завода № 402 как базы ледокольного флота в годы войны. Здесь бункеровались ледокольные суда, отсюда они выходили на ледовые трассы, сюда же и возвращались для стоянки и ремонта.

В начале войны первоочередной задачей завода стало вооружение ледоколов, поскольку невооруженные суда ледового плавания могли стать легкой добычей для немецких кораблей и авиации, охотившихся за ними.

Всего в годы войны завод № 402 отремонтировал 139 кораблей и судов, в том числе 70 иностранных транспортов. Их общее водоизмещение составило 850 тысяч тонн.

За успешную сдачу заказов десять корабелов завода были награждены орденом Красной Звезды. Наш долг помнить о той огромной цене, которую наши деды заплатили за Победу. Они преподнесли многим поколениям корабелов урок мужества, урок истинной преданности своей стране.

Те, кто вынес на своих плечах бремя войны, вернувшись к мирной жизни, достроили город у Белого моря, а «Севмаш» сделали крупнейшей судоверфью мира.

Они привели сюда детей и внуков, чтобы продолжить славные трудовые традиции. Со стапелей градообразующего предприятия сошли 172 корабля, в том числе 132 атомные подводные лодки.

И сегодня на главной линии производственного фронта «Севмаша» — создание новых, еще более совершенных подводных ракетоносцев. В память о прошлом, во имя мира на земле.

Читайте также: «Это чудо!» — 9 мая под песню «Журавли» 2 клина журавлей пролетели над памятником Героям-Ольшанцам в Николаеве (ВИДЕО)

Морские охотники за подлодками врага и боевые ледоколы: Как «Севмаш» ковал Победу на море и суше (ФОТО) | Русская весна
Морские охотники за подлодками врага и боевые ледоколы: Как «Севмаш» ковал Победу на море и суше (ФОТО) | Русская весна
Морские охотники за подлодками врага и боевые ледоколы: Как «Севмаш» ковал Победу на море и суше (ФОТО) | Русская весна
Морские охотники за подлодками врага и боевые ледоколы: Как «Севмаш» ковал Победу на море и суше (ФОТО) | Русская весна
Количество просмотров: 3 421


b4a8f662eb47b5d8