
Украинское издание «Страна» опубликовало беседу с 32-летним Антоном, который жил в Мариуполе и сумел выехать из города лишь 15 марта.
Публикуем примечательный ремарками текст украинского издания.
«В целом он просидел под бомбами 18 дней. Уже на следующий день после войны — 25 февраля — в городе начали пропадать свет, вода и газ. Многие бросились уезжать, на украинских еще блокпостах сформировались гигантские очереди.
Одновременно люди начали грабить магазины, понимая, что может быть блокада. Тем более, что многие из них просто закрылись и началась продуктовая паника.
После начала активных обстрелов выехать из города стало нереально. Антон переехал к своим друзьям в частный дом ближе к центру города, надеясь, что туда не прилетит.
Надежды оказались напрасными. Разорвавшийся рядом с домом “Град” в тот же день, 25 февраля, уничтожил две машины друзей, у которых он жил. “Мы как раз обедали, когда это произошло”, — вспоминает парень.
Его машина осталась без стекол, но в остальном не пострадала и была на ходу, что впоследствии помогло ему выехать из Мариуполя.
После усиления обстрелов Антон перебрался из частного дома в оборудованное бомбоубежище, которое находится и сейчас в одном из общественных зданий центра города.
Там было элементарно безопаснее, к тому же в крупные убежища хотя бы изредка приходили волонтеры или украинские военные, они приносили еду, одеяла и сигареты.
Туда же, поближе к убежищу, он перегнал автомобиль.
“В бомбоубежище люди питались раз в день, запасы воды пополняли из родников. Много детей и вообще людей из всех слоев общества: богатых, бедных. Был большой дух взаимовыручки и поддержки, это позволяло держаться”, — вспоминает Антон.
По его словам, основным продуктом питания в их убежище были сухие супы, которые разводили горячей водой. Чтобы нагреть воду, жгли костры на улице. Так поступали жители всех близлежащих домов: во время затишья выбирались на улицы, рубили деревья на дрова и готовили пищу на огне.
“Одно время, пока сидели в подвале, еще каким-то чудом работал один магазин поблизости. Непонятно, откуда там была еда, город уже находился в блокаде. Очереди в этот магазин стояли километровые, а цены космические”, — вспоминает парень.
Но потом и этот магазин закрылся.
Первый раз спастись из города он пытался еще 28 февраля.
Присоединился к автоколонне, которая на свой страх и риск пыталась прорваться на выезд из Мариуполя, но по дороге машины обстреляли (отметим, на тот момент город еще не был окружен российскими войсками и ДНР, это случилось только 7 марта).
Люди уехали назад в город.
15 марта Антон увидел колонну машин, которая двигалась на выезд из города. “Люди обозначили машины белым цветом — полотенцами, простынями, даже футболками, чтобы показать: здесь едут гражданские. Я бросил все вещи в убежище, взял с собой несколько человек из подвала, запрыгнули в машину и помчались за колонной”.
Россияне на выезде никого особенно не проверяли, только бегло смотрели на документы и пропускали дальше.
К слову, в Сети есть видео, как другим уезжавшим везло меньше: их осматривали на предмет следов от бронежилета, проверяли наличие оружия и других признаков того, что это не беженцы, а переодетые солдаты ВСУ.
«До Бердянска ехал часа два — из-за пробок и потому что стекла в машине были выбиты, холодно ехать быстро. В Бердянске кто где смог, тот там и поселился — никого специально не расселяли», — рассказывает Антон.
По его словам, в занятом россиянами городе работают магазины, но ощущается дефицит. “Хлеб дают по буханке в день, продукты в город почти не завозят. Оплату принимают только украинской картой по безналу, хотя можно снять и наличку — банкоматы в Бердянске работают”.
Также в городе есть связь и интернет.
Из Бердянска россияне пропускают украинских беженцев в двух направлениях — на Запорожье и в Крым.
Куда именно ехать — Антон еще не определился, поскольку в Бердянске у него есть родственники, у которых он пока приходит в себя после нескольких недель жизни под бомбами».
Читайте также: Штурмовые группы Армии ДНР ведут бои на улицах Мариуполя (ВИДЕО)