
Украинский нацизм поднялся из-за отсутствия государственной идеологии на Украине после развала СССР. Государственной идеологии до сих пор нет и в России, но Российская Федерация большая, многонациональная, даже если посмотреть просто по субъектам РФ, поэтому расцвет нацизма здесь невозможен — он будет подавлен и сверху, и снизу, изнутри общества.
Кроме того, общественное сознание в Российской Федерации в значительной степени объединяет Великая Отечественная война и всё советское или даже более далёкое прошлое, прежде всего культура. Украина же, пытаясь порвать с СССР, но при этом не имея собственной идеологии (как светской, так и религиозной) и являясь небольшой страной, попала в ситуацию, схожую с той, в которой была Германия в 30-е годы ХХ века…
Когда люди материалистичны, они думают, что комбинация разных материальных факторов, например вид и характеристики тела, это и есть их идентичность. Так в итоге и получается, что «я должен доказать, что моя нация самая уникальная, самая лучшая в мире». И если страна небольшая, то в качестве компенсации за её малый размер и незначительность, неспособность оказывать какое-то существенное влияние в мире местный национализм может принимать гиперболизированные формы.
Конечно, сейчас убеждённость в уникальности и величии своей нации есть повсюду в мире, но они смягчены фактической необходимостью иметь дело со всеми людьми, вне зависимости от их национальности — надо как-то строить свою жизнь, вести дела и т. д.
Объективно в больших многонациональных странах, таких как Россия, США, Китай, Индия, ситуация не способствует развитию нацизма. Когда же страна небольшая, как, например, Германия, Италия, Япония, Украина, у неё шансов «свалиться» в нацизм гораздо больше.
Зрелая религиозность находится выше любых материальных условностей, поэтому естественным образом нивелирует идею превосходства какой-либо нации. Однако, когда религиозность неразвита и люди, по сути, являются религиозными материалистами, то они связывают нацию с религией.
Неразвитая, то есть смешанная с материализмом, религиозность может в каких-то случаях подпитывать националистические взгляды, но в целом подобная идеология нежизнеспособна, так как противоречит сути религии.
Даже если мы возьмём современные религиозные страны, где люди в значительной степени материалистичны, хотя и религиозны, — Саудовская Аравия, Египет и т. д., то они далеки от нацизма, потому что религия выше идеи возвеличивания какой-то нации. Национализм и все подобные идеи по факту очень мелки в сравнении с религиозной системой взглядов, согласно которой во главе всего находится Бог, а люди, любых национальностей, лишь «ходят под Богом».
Таким образом, чтобы страна, государство могло существовать и развиваться сотни и тысячи лет, необходима сплачивающая его население идеология. Однако такой идеологией не может быть национализм, поскольку слишком мелок и нацелен, по сути, на разделение.
Какие-то более высокие светские идеи способны поддержать государство какое-то время, но самая жизнеспособная идеология — религиозная, поскольку более основательна и опирается на категории максимально высокого уровня.
Читайте также: Мариуполь: обнаружены пыточные комнаты в управлении СБУ (ВИДЕО)
Евгений Халилов, специально для «Русской Весны»