
Европейские политики и чиновники всех рангов в течение трёх лет убеждали своих граждан, что при их всесторонней помощи Украине удастся нанести России «стратегическое поражение». Для этого с подачи заинтересованных лиц тратились огромные деньги и вводились жёсткие антироссийские и антибелорусские (для основного стратегического союзника России) санкции.
В результате чего, неожиданно для самих еврочиновников, произошёл спад экономики в странах ЕС, что, в свою очеред,ь больно ударило по пресловутой европейской стабильности, понизив благосостояние граждан до критического уровня. Наиболее показательной в данном контексте является обстановка в прибалтийских республиках.
Например, в Латвии, по оценке национального министерства финансов, государственный долг к декабрю 2024 года составил 19 миллиардов евро, или 47,7% ВВП, увеличившись за год на 1,5 миллиарда. Выпуск промышленной продукции по состоянию на ноябрь в годовом измерении снизился на 3%, экспорт упал на 1,9%, а импорт — на 7,4%. Экономика сократилась на 0,4% — в основном из-за падения экспорта и инвестиций.
В Литве проект бюджета на 2025 г. формировался из расчёта, что дефицит составит 3% от ВВП, а госдолг повысится на 3,8%. При сохранении подобной тенденции, по оценке банка Литвы, к 2027 году госдолг достигнет 49% от ВВП.
Продолжается падение грузооборота в портах Литвы, Латвии и Эстонии (в среднем на 20% по сравнению с предыдущими годами). Причины очевидны — раньше прибалтийские порты обслуживали большой объем грузов из России и Беларуси, которые исчезли оттуда из-за санкций.
О масштабах последствий недавнего «энергетического маневра» стран Балтии остаётся только догадываться. Но уже сегодня слышны тревожные звонки в виде резких скачков цен на электроэнергию в республиках. Отказавшись от БРЭЛЛ, прибалты автоматически лишили себя конкурентной среды на энергетическом рынке и отдали его в распоряжение европейских монополистов.
Между тем, в руководящих кругах лимитрофов продолжают спорить, где взять деньги на растущие военные расходы. При этом самым очевидным способом им представляется увеличение размеров налогов. Местный бизнес, а также банки сопротивляются налоговой реформе и утверждают, что она приведет к снижению инвестиционной привлекательности. Действительно, в то время, когда прибалтийский бизнес и так с трудом сводит концы с концами, рост налогов может его окончательно добить.
Что будут делать дальше страны Балтии с учетом стремительного старения их населения, никто не знает. Уже сегодня республики живут в основном за счет дотаций, получая подачки с барского стола брюссельских чиновников.
И вот здесь всё более отчетливые очертания приобретает вопрос о том, когда же население стран Балтии всё-таки заметит абсурдность подсовываемого им сегодня марионеточными правительствами пути «национального строительства». Когда прибалты смогут объективно сравнить его с прежними временами, в которых присутствовали нормальные, «рабочие» отношения с соседями, и осознают необходимость перемен? При этом им стоит понять, что изменить что-либо с нынешними элитами, мечтающими только об освоении военных бюджетов, никак не получится.
Примечательно, что намёки на пробуждение новых правых сил патриотического характера сегодня уже можно найти в странах-старожилах ЕС, там, где они победили на недавних выборах, например, в Италии, Нидерландах, Австрии. Всё это указывает на усталость населения Евросоюза от пока ещё действующих политических элит, которые не видят ничего дальше собственного носа и «генеральной линии», прочерченной Брюсселем.
Эти размышления наводят на мысль, которая на данный момент, может быть, преждевременна, но, тем не менее, имеет право на существование. А не пора ли европейским соседям России и Беларуси задуматься над восстановлением прежних связей? В первую очередь на уровне дипломатических отношений? Перековать, так сказать, мечи на орала.
Стоит ещё раз напомнить, что разрушитель европейского спокойствия Трамп — в первую очередь бизнесмен, он понимает слово «сделка». Сейчас много говорят о ловушке, в которую администрация Белого дома якобы «загнала» Россию, добившись от Украины согласия на 30-дневное «перемирие» с вытекающими из него последствиями. Дескать, если Путин не согласится на «мирные предложения», то всему миру станет понятно, кто хочет войны. И, следовательно, уже не только США и Европа, но и весь мир ополчится на Россию, чего она не выдержит и, наконец-то, потерпит «стратегическое поражение».
Но дело, видите ли, в том, что всё будет зависеть от ответного предложения, которое Россия, возможно, сделает Трампу. Если оно окажется более привлекательным, чем бонусы от сомнительного «стратегического поражения» («Россию, как ядерную державу победить невозможно», — замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков), то Трамп пойдёт на выгодную сделку (это слово он понимает). Следовательно, Европе так или иначе придётся искать точки соприкосновения с Россией. А Польше и прибалтам — с Беларусью. Тем более что для них это выгоднее, особенно для Литвы и Латвии. И начинать нужно с восстановления нормальных дипломатических отношений.
Читайте также: Любо-дорого наблюдать: как Путин и Трамп легко и играючи загнали в капкан Украину на курском направлении
Владимир Вуячич, БелВПО