Эдуардо Галеано — «Боливар с пером в руке»

Эдуардо Галеано — «Боливар с пером в руке» | Русская весна

«Смерть точно придет, это известно, но вот когда — неизвестно. Каждому свой час назначен», — говорил Галеано бразильский нищий, о котором писатель упомянул в своей великой книге «Вскрытые вены Латинской Америки». Этот час настал для писателя 13 апреля 2015 года.

Стало уже привычным то, что самые стойкие борцы против США умирают «загадочным образом» от рака. Так произошло с венесуэльским президентом Уго Чавесом, умершим два года назад. Онкология поразила еще пять латиноамериканских президентов — представителей «красной волны». В этой череде закономерным выглядит рак легких, которым заболел Галеано через некоторое время после того, как в апреле 2009 г., на саммите американских государств президент Чавес демонстративно подарил Обаме книгу «Вскрытые вены», в которой говорится о чудовищных преступлениях американского империализма в Латинской Америке.

Эдуардо Галеано, выдающийся писатель и ведущий идеолог левого движения в Латинской Америке, которого сравнивают с легендарным Освободителем («Боливар с пером в руке»), родился в столице Уругвая Монтевидео в 1940 г. в семье католиков, предки которых перебрались в Латинскую Америку из Италии, Испании и Германии. В 13 лет он уже начал писать политические комментарии для местной газеты. Позже работал редактором различных газет и журналов, в том числе уругвайского еженедельника «Marcha» и газеты «Época». Был арестован во время военного путча 1973 г. и выдворен из Уругвая. До 1976 г. жил в Аргентине, затем перебрался в Испанию. После окончания периода военной диктатуры в Уругвае в 1984 г. вернулся на родину. Галеано — автор более десяти книг и множества эссе, опубликованных во многих странах.

Пафос его работ направлен против вопиющего социального неравенства, нищеты, «либерализации» и приватизации в странах «третьего мира». Ниже мы приводим выдержки из его работ:

(…) Гегемония рынка разделяет людей, разрывая на части гражданское общество. Какая судьба ожидает тех, кто ничем не владеет в странах, где право собственника является единственным и священным правом? Противоречие между культурой, которая командует «потребляй!» и реальностью, которая не дает такой возможности, наиболее жестоко для молодых людей. Голод заставляет их грабить и продавать себя, чтобы хоть таким путем вкусить недоступные плоды потребительского общества.

Миллион бразильских детей торгуют своим телом, примерно столько-же в Индии, а в Доминиканской республике процветающая индустрия туризма предлагает аукционы девственниц.

(…) Средний класс живет в состоянии постоянного самообмана, притворяясь что имеет больше, чем на самом деле. Он парализован паникой: страхом потерять работу, машину, дом, вещи… страхом не получить то, что положено получить, страхом, что кто-то упрекнет его в плохом поведении. Средний класс учится подчиняться и защищает установившийся порядок, как будто он и его хозяин, хоть на самом деле он не более чем арендатор, пребывающий в постоянном страхе быть выброшенным на обочину.

Вместе с жадностью, страх всегда был основным двигателем системы, которую обычно называют капитализм.

(…) Восьмичасовой рабочий день больше не относится к сфере закона, но к литературе в стиле фэнтези. А такие вещи как выплаты предпринимателей на пенсии, медицинские страховки, оплаченные отпуска, рождественские премии и пособия для неработающих членов семьи вообще относятся к области археологии. Утвержденные законом права работников пришли к нам из другого времени, рожденные страхами забастовок, надвигающейся социалистической революции. Власть имущие, которые тряслись в страхе вчера — берут реванш и наводят ужас сегодня. Таким образом, плоды многолетней борьбы за права трудящихся исчезли в одно мгновение.

(…) Парадоксально, но пока работники с Юга перемещаются на Север, производства переносятся на Юг. Деньги и люди разминаются на полпути. Деньги из богатых стран перемещаются в бедные, притягиваемые нищенскими зарплатами (доллар в день) и двадцатипятичасовым рабочим днем. А работники из бедных стран переезжают, или пытаются переехать в богатые страны, притянутые картинами благополучия и счастья подсовываемыми рекламой, или придуманными от безысходности. Куда-бы не приезжали деньги — их встречают с поцелуями, цветами и фанфарами. Работники, наоборот, пускаются в путь, который может закончиться в глубинах Средиземного или Карибского морей, или на скалистом побережье Рио Гранде.

(…) Гаити была первой страной, в которой отменили рабство. Через два столетия после этого знаменательного события, которое стоило многих жизней, жители страны оказались в наемном рабстве. «Макдональдс» раздает своим покупателям игрушки, сделанные во вьетнамских потогонных мастерских женщинами, которые получают восемьдесят центов за десятичасовую рабочую смену без перерывов. Вьетнам отразил вооруженную агрессию США. Четверть столетия спустя страна переживает унижения глобализации.

(…) Правительства неистово соревнуются, чтобы соблазнить большие многонациональные корпорации. Бедные страны вкладывают душу и закладывают свои сомбреро в мировом соревновании по хорошему поведению, которое означает: кто может предложить самые низкие зарплаты и самые большие возможности для загрязнения окружающей среды. «Плохо себя вести» означает защищать природу или ее остатки, признавать право на профсоюзы, требовать уважения к международным и местным законам, увеличивать минимальную заработную плату.

(…) Не только религиозным фанатикам нужно «Зло» для оправдания своего безумия. Индустрия вооружений и гигантская военная машина США тоже нуждаются во врагах, чтобы оправдать свое существование.

(…) 11-го сентября 1973, ровно за 28 лет до теракта 2001 г. проходил штурм президентского дворца в Чили. Киссинджер похоронил Сальвадора Альенде и чилийскую демократию задолго до переворота: «Мы не можем стоять в стороне и наблюдать, как в стране побеждает коммунизм по причине безответственности народа». Презрение к людям — одна из многих вещей, общих для государственного и личного терроризма.

Все эти смертепоклонники едины в одном: желании свести социальные, культурные и национальные различия к вопросу военной силы. Во имя «борьбы Добра со Злом», во имя «Истинной Правды», они сначала убивают, а только потом задают вопросы.

(…) На каждый доллар, потраченный ООН на миссии мира, мир вкладывает две тысячи долларов на военные цели. (Военно-морской министр и будущий президент США) Теодор Рузвельт в 1897-м сказал: «Никакой мирный триумф не сравним с высшим триумфом войны», и в 1906-м ему дали Нобелевскую премию Мира.

(…) Преступления против людей, преступления против природы: безнаказанность, которой наслаждаются полководцы в войне, разделяют и их близнецы, полководцы промышленности, которые пожирают природу и глотают озоновый слой. Наиболее успешные компании мира — те, кто приносит в него больше смерти; страны, решающие судьбы планеты делают все возможное для ее уничтожения.

Гигантские корпорации во имя «свободы» заставляют планету болеть и потом продают свои лекарства

(…) Все человечество платит цену за опустошение Земли, загрязнение воздуха, отравление вод, нарушения климата, и разрушение уникальных уголков природы.

Ваши шансы умереть от рака в два раза выше, чем у ваших дедушек и бабушек. Японские компании уже продают воздух в банках — две минуты вдыхания чистого воздуха за десять долларов.

(…) Спираль насилия создает боль, страх, неприятие, ненависть, безумие. В Порто Аллегре, алжирец Ахмед Бен Белла предупреждал: «Эта система, сделавшая коров бешеными, делает безумными и людей." И безумные люди действуют так, как направляет создавшая их сила.

(…) В 1898 году, президент Уильям Мак-Кинли, заявил, что Бог дал ему приказ завоевать Филлипинские острова, чтобы «цивилизовать и охристианить» его жителей. МакКинли сказал, что разговаривал на этот счет с Богом, когда в полночь прогуливался по коридорам Белого Дома. Спустя столетие, президент Буш утверждал, что Бог на его стороне в завоевании Ирака. Когда и в каком месте получил он божественное послание? И почему Бог отдал одни приказы Бушу, а противоположные — Папе Римскому, осудившему вторжение в Ирак?

 

Количество просмотров: 10 023


b4a8f662eb47b5d8