«Иисус за Евросоюз». Архитекторы майдана из Львовского католического университета (ФОТО, ВИДЕО)

«Иисус за Евросоюз». Архитекторы майдана из Львовского католического университета (ФОТО, ВИДЕО) | Русская весна

С первых веков существования Руси ее западные границы подвергались военной и культурной экспансии.

Стоило государству ослабнуть в результате смуты, нападения кочевников или неурожая, как появлялись алчные завоеватели с Запада. Их интересовали не только богатые земли. Целью Запада всегда было завоевание человеческих душ. Константинополю так и не простили крещения Восточной Европы, которое сформировало особую, отличную от Запада православную цивилизацию.

Уния как инструмент католической экспансии на Русь

Начав с разграбления «Второго Рима» в 1204 г. крестоносцы обратили свои взоры на его наследницу Русь. Под Новгородом их удалось остановить дружине князя Александра Ярославича, однако, в XIII—XV вв. значительная часть земель от Смоленска до Бреста и Львова попала под власть Литвы, а затем польско-литовского объединенного католического государства Речь Посполитая.

Наличие огромного количества православных подданных не устраивало руководителей Речи Посполитой и папу, однако, распространение католичества не имело особого успеха среди русских крестьян и простых горожан. Православные храмы, значительная часть монастырей и церковных земель была конфискована и передана католической церкви. На территории бывшего Галицко-Волынского княжества в 1361 г. были открыты Львовская и Галицкая римо-католические епархии. В 1390 г. к ним добавилась Перемышльская, а в 1428 г. — Луцкая.

В результате, католики ухватились за унию — договор между императором Византии и Римом о признании Константинополем верховенства папы при сохранении восточного обряда, который был подписан в 1439 г. Тогда его не признали ни греки, ни русские, однако, поляки попытались навязать своим православным подданным. В 1596 г. большинство епископов Киевской митрополии предали православие и подписали Брестскую Унию — признали верховенство Римского папы в обмен на сохранение греческого обряда. Так появляется Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ), которой суждено сыграть роль ударного отряда Запада по экспансии на Восток и внесению раскола между западными и восточными русскими.

Оставшиеся верными православию русские подвергались тем же формам дискриминации, что и христиане Османской империи: в городах они проживали в закрытых районах, за их пределами священникам не разрешали появляться в облачении, не разрешалось строительство новых церквей и чинились препятствия для ремонта старых. Православных священников и епископов утверждали католические власти, православные храмы конфисковывались у общин и передавались униатам. В свою очередь, продолжалось давление на греческий обряд уже в самой униатской церкви. Прежде всего, это касалось богослужебного цикла, а также церковного искусства — икон, распятий, облачений священства и т. д.

Максимальная экспансия католичества на Восток происходит в начале XVII в. во время Смутного времени. Тогда Русь чуть было не стала частью Речи Посполитой, как когда-то Орды: бояре пригласили на царство польского королевича Владислава. Он отказался менять веру на православную, что и стало причиной его неприятия русскими людьми. Изгнание поляков из Москвы, а затем и за пределы Руси стало на тот период пределом успехов Запада в восточном направлении.

Восстановление Руси

С XVII в. Русь довольно быстро оправляется от последствий Смуты и приступает к реализации программы по интеграции всех потерянных в XIII—XVII вв. русских земель вокруг Москвы и начинает поход на Запад. Первым шагом становится присоединение Украины в 1654 г. Уже тогда российские власти начинают борьбу с униатством, а Рим, в свою очередь, ускоряет ликвидацию православных приходов в Галиции и поощряет переход в греко-католичество православного епископата. В 1890 г. иеромонах Эммануил Воробкевич сообщал, что во Львове, что его прихожанами были 72 львовские семьи, к которым принадлежали 340 человек. Во всей Галиции тогда насчитывалось всего 226 православных семей (1089 человек).

Русские цари прекрасно понимали, что Рим создал и поддерживал униатов исключительно для борьбы с православием, поэтому не щадили его приверженцев. Во всех присоединенных к России в ходе разделов Польши районах греко-католичество подвергалось дискриминации, а его последователей поощряли переходить в православие. Под властью Санкт-Петербурга к началу XIX в. осталась только одна Полоцкая епархия.
Однако, борьба с греко-католичеством в дальнейшем ослабла как при Павле I, так и при Александре I. Только после польского восстания 1863—1864 гг., в котором униаты играли важную роль, гонения были возобновлены и заключались в переводе в православие греко-католических приходов.

В начале ХХ в. с развитием украинского национализма униаты активизировали свою деятельность, представляя свою церковь в качестве «украинской национальной». Самым ярким деятелем этого периода стал митрополит Андрей Шептицкий, уроженец Австро-Венгрии, австрийский разведчик, нелегально работавший на территории Российской империи. По поручению властей в Вене он организовывал и окормлял подпольные общины греко-католиков в Москве и Петербурге, а также США. В 1914 г. схвачен российскими властями в Львове после его завоевания и выслан в Россию, где находился под домашним арестом.

В годы Второй Мировой войны он активно сотрудничал с организациями украинских националистов, приветствовал оккупацию Украины немецко-фашистскими войсками, отправлял поздравления Гитлеру, агитировал украинское население за отправку в Германию на принудительные работы. В 1943 г. лично принимал участие в создании дивизии СС «Галичина», все духовенство которой было греко-католическим. В 1944 г. агитировал за передачу церковных ценностей для поддержки германской армии. Фактически, униаты стали единственной церковью, полностью и безоговорочно поддержавшей гитлеровский режим, что, правда, не помешало Шептицкому отправить Сталину приветствие всвязи с освобождением Львова в 1944 г., а также послание бандеровцам с призывом сложить оружие и подчиняться советской власти.

Разумеется, такая позиция УГКЦ стала причиной репрессий, которые обрушились на церковь после окончания Великой Отечественной войны. Униатство было запрещено, а все приходы насильно переведены в ведение Русской Православной церкви Московского патриархата. Как с возмущением отмечали католики: «Коммунисты на митингах призывали народ переходить в православную веру». Фактически, УГКЦ сохранилась только в эмиграции и в СССР в катакомбном состоянии. Большинство верующих посещали православные богослужения. В Европе и Северной Америке униаты активно сотрудничали со спецслужбами в ходе совместной борьбы против советского режима.

Униаты возвращаются и побеждают

Запрет на деятельность униатской церкви на территории СССР был снять только в 1990 г. после встречи М. С. Горбачева с папой Иоанном Павлом II в. Ватикане. По договору все церковные здания и имущество УГКЦ, конфискованное в 1946 г., возвращалось прежним владельцам. Празднующие победу бандеровцы нападали и на традиционные приходы РПЦ на Западной Украине и переводили их в ведение униатов. На Украину из-за границы отправились греко-католические и католические священники для восстановления влияния УГКЦ.

Много усилий затратили католики для перевода резиденция главы УГКЦ в Киев — традиционную столицу православия. Это удалось сделать только в 2005 г. Тогда же папа Бенедикт XVI присвоил Предстоятелю УГКЦ новый титул — «Блаженнейший Верховный Архиепископ Киево-Галицкий» (ранее, с 23 декабря 1963 года глава УГКЦ именовался Блаженнейшим Верховным Архиепископом Львовским; ещё ранее, начиная с 1807 года, — Высокопреосвященнейшим Митрополитом Галицким; первоначальный же титул главы УГКЦ, начиная со времён Брестской унии, — Высокопреосвященнейший Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси).

В 1994 г. во Львове была восстановлена деятельность Львовской богословской академии. Этот институт в 1929—1945 гг. являлся главным интеллектуальным центром украинского национализма. В 2002 г. Богословская академия была переименована в Католический университет, вошедший в ассоциацию католических университетов мира. В настоящее время он дает не только и не столько богословское образование, но также по специальностям история, журналистика, медиакоммуникации, психология и социальная педагогика. УКУ является единственным университетом, принадлежащим УГКЦ. Президентом УКУ и, фактически, одним из его создателей является Борис Гудзак, украинский эмигрант, уроженец США. Должности преподавателей университета занимают многие выходцы из Америки и Европы.

Украинский католический университет и майдан

С момента своего основания в 1994 г. Львовская богословская академия, а затем университет принимал активное участие в политике. Многочисленные иммигранты-преподаватели продолжили традицию УГКЦ в формировании отличной от русской украинской национальной идентичности. Эти разработки ведутся сейчас на гуманитарных факультетах УКУ при активном содействии европейских и американских университетов, а также с помощью различных католических орденов, таких, как Opus Dei.

С самого начала майдана преподаватели и студенты УКУ призывали граждан Украины к гражданскому неповиновению. 21 ноября 2013 г. в Львове собрался самый большой майдан на территории Украины. Руководство УКУ официально отпустило студентов и преподавателей в отпуск для участия в антиправительственных акциях. В Киеве все храмы УГКЦ были переведены на круглосуточный режим работы «для оказания помощи всем страждущим». Напрашивается аналогия с Египетской революцией, в ходе которой братья-мусульмане также превратили мечети в центры сопротивлению режиму: там оказывали первую помощь пострадавшим, а также кормили участников противостояния. На самом майдане была разбита церковь-палатка, в которой совершались регулярные богослужения. Вскоре там появилась и палатка католического Мальтийского ордена.

В конце декабря 2013 г. УКУ объявил о своем неповиновении властям Украины и выступил с требованиями их отставки. Поддержал протестующих и синод УГКЦ. Парох (настоятель) из Коломыйского района Ивано-Франковской обл. Михайло Арсенич в своей проповеди на майдане говорил:

«Я не знаю, как могла мать кормить своей грудью человека, который сегодня остается в Партии Регионов! Это не материны дети, это сучьи дети! …Терпели ли бы вояки УПА сегодня Табачников и Януковичей?! Только атентатом (убийствами) можно вести борьбу! С врагом не может быть другого разговора, как разговор пуль! С врагом не может быть другого языка, как шум леса — шум удавок, на которых повиснут коммунисты! Шум, который к каждому нашему сердцу взывает — возьми в руки оружие и отбрось страх! Не время бояться! Мы 20 лет ждем! Мы хотим убедиться, что завтра ни китайский негр, ни еврей, ни москаль не придет отбирать мой дом! Только от каждого из нас будет зависеть, насколько наша рука не дрогнет перед врагом, насколько наш глаз будет держать в прицеле сегодняшнюю власть. Так пусть нашу руку утвердит приклад! Слава Украине!».

***

Таким образом, Киевский майдан является продолжением экспансии Европы на Восток, которая началась еще в XIII в. и осуществляется при непосредственном участии Римско-католической церкви. C XVI в. По наши дни ударным отрядом этой духовной экспансии является униатская УГКЦ. Революция на Украине в 2013—2014 гг. проходила при активном участии клира и прихожан УГКЦ, многие из которых являются гражданами США и стран Европы. Львовский УКУ является центром интеллектуальных разработок украинского национализма, а его студенты и преподаватели стали главными инициаторами майдана. Поддержку УГКЦ осуществляет Святой престол, а также, через своих граждан в составе церкви, спецслужбы США и стран Европы.

За 20 лет независимости УГКЦ смогла заново создать свои структуры на территории Украины, ранее ликвидированные советской властью при активном содействии Русской православной церкви. В настоящее время на Украине существует около 4000 приходов УГКЦ, а число верующих определяется примерно 4.5 миллиона. Россия и русское православие Московского патриархата были и остаются главными врагами униатов, чего они особенно и не скрывают. В лабораториях УКУ создана концепция униатства как особой украинской национальной веры, которая должна стать идеологией украинского национализма.

К сожалению, Москва и Московский патриархат в недостаточной степени осознают угрозу со стороны униатов и не имеют собственной концепции возвращения Украины в цивилизационное пространство России. Именно поэтому сейчас православие и идея триединого русского православного народа терпят на Украине поражение, а греко-католики, пользующиеся безоговорочной поддержкой Запада торжествуют.

«Иисус за Евросоюз». Архитекторы майдана из Львовского католического университета (ФОТО, ВИДЕО) | Русская весна
Количество просмотров: 7 124


b4a8f662eb47b5d8