Я бы полетела на Марс в один конец, — российские дети-призеры научного конкурса Google о планах изменить будущее науки (ФОТО)

Я бы полетела на Марс в один конец, — российские дети-призеры научного конкурса Google о планах изменить будущее науки (ФОТО) | Русская весна

Девять российских школьников вошли в сотню лучших юных ученых мира по результатам международного научного конкурса от Google. Мы пообщались с некоторыми из них и записали монологи об изобретениях, которые изменят мир, космосе, роботах и недостатках школьной системы.

Варвара Дубровина, 16 лет

Проект: «Фотосинтетический биореактор для жизнеобеспечения системы будущих космических миссий»


Варвара Дубровина   © РИА Новости. из личного архива Варвары Дубровиной 

Я училась в гуманитарной школе, ходила в музыкальную школу и очень любила читать. Однажды я наткнулась на книгу Циолковского «Моя жизнь и работа». Меня поразило там все. Главным образом – как человек, не обладая никакими материальными ресурсами, оставался верным своей яркой цели. Также меня вдохновила «Космическая одиссея» Кубрика, это мой любимый фильм.

У Циолковского же я нашла рассуждение на тему будущих планетарных станций. В частности, о системе жизнеобеспечения. Мысль была в том, что создание целиком замкнутого цикла – самый оптимальный путь, если мы хотим создать долгоживущие станции.

У меня появилась идея единой системы жизнеобеспечения. Получить и воду, и пищу, и кислород можно, используя водоросль хлореллу. Водоросли постоянно размножаются, поэтому система целиком автоматическая. Она выглядит как множество отдельных биореакторов, соединенных общей трубкой.

Суспензия хлореллы (жидкость из водорослей, воды и элементов фотосинтеза) непрерывно циркулирует по трубкам. С помощью фильтров она разделяется на воду и сами водоросли, которые сушатся до брикетированной массы, чтобы можно было есть. Чистая вода идет в накопитель, и ее достаточно, чтобы пить и мыться. В самих хлореллах много полезных веществ, аминокислот. Кроме того, водоросли очищают воздух.

Космосом сейчас никто не занимается. В российской космонавтике нет новых проектов. Готовили полет на Луну к 2027 году, но финансирование сократили. Проект космического корабля «Клипер», который хотели построить к 2015, так же реализован не был. В США ситуация не лучше: NASA постоянно откладывают проект полета на Марс. Всю отрасль ведут лишь прорывные идеи частных компаний типа SpaceX Илона Маска.

Настоящее развитие было только в 60-е годы прошлого столетия. За несколько десятилетий люди вышли в космос, построили орбитальную станцию, слетали на Луну.

Если бы космонавтика развивалась с тем же темпом, что и в прошлом веке, то мы бы уже были на Марсе. Но все остановилось. Интересы людей ориентированы на другие цели: посмотреть телевизор, посидеть в социальных сетях с новым айфоном.

Многие мои ровесники хотят стать экономистами-юристами и заработать много денег. А мысль о том, что важнее более фундаментальные вещи, доходят до немногих. Люди бездарно тратят время.

Если бы мне сейчас предложили полететь на Марс в один конец, я бы полетела с радостью. Я считаю, что мы не одни во Вселенной. Она состоит из миллиардов галактик и практически бесконечна. Ее надо познавать. Мне кажется абсурдным отрицать возможность существования внеземных цивилизаций. Наверное, они просто не хотят выйти с нами на контакт, наблюдая загрязнение планеты и войны.

Ничего ужасного, если люди не будут заниматься космосом, не произойдет. Но я бы не хотела жить в таком мире. Если бы человек не стремился к недосягаемому, это был бы не человек.

Михаил Шевнин, 15 лет

Проект: «Возможность распознавания цифр с виброматрицы посредством тактильных ощущений»


Михаил Шевнин    © Фото: из личного архива Михаила Шевнина    

Робототехникой я начал заниматься благодаря школе. Учительница по физике объявила в начале года, что мы будем создавать электронные игры, но как в 80-х: соединять вопросы и ответы проводами. Я такие игры делал в 1 классе: мы с папой с детства проводили физические эксперименты и собирали электронные конструкторы.

У меня дома была простая плата Arduino. В интернете скачал «прошивку» программы, в которой пишется код для платы, и за пару месяцев собрал первого робота, который проводил тесты по английскому языку: задавал вопросы, выводил на экран варианты ответов и проверял, правильный ли я выбрал. У него двигались руки, голова и глаза. Он стоит у меня до сих пор.

Программировать я учился с 12 лет по видеоурокам. Для Arduino язык программирования такой же, как С++, только адаптированный под плату. Это один из самых сложных языков, но мы его учим в школе на уроках информатики.

Два года назад, летом, я попал в робототехнический лагерь. Там ребята делали жилеты, которые с помощью вибромоторов ориентировали по сторонам света. Также я познакомился с работой Дэвида Иглмэна по сенсорному замещению: это был более продвинутый виброжилет, который мог передавать слова – это выглядело как цветомузыка.

В начале учебного года в школе задали сделать исследовательскую работу. Я решил попробовать передать тактильно более сложную информацию. Мое исследование было направлено на то, чтобы узнать, способен ли человек воспринимать информацию в виде цифр, которые вибрируют на руке.

Устройство я собрал на плате Arduino UNO, подключил туда Bluetooth-модуль и 20 моторов от сотовых телефонов. Себестоимость составила пару тысяч рублей. Сначала я запрограммировал цифры – написал код. Потом начал посылать вибрационные сигналы по нажатию кнопки телефона. Испытуемый сам отвечал, какую цифру почувствовал.

Когда учителя получили работу, они почему-то подумали, что я откуда-то все списал, и сказали мне, что не очень поняли, в чем смысл изобретения.

Я решил отправить видео своей работы на конкурс в Google, и, когда меня отобрали в топ-100, я поверил в то, что мое исследование не такое уж и плохое, и продолжать работу имеет смысл. После этого компания Hudway, довольно успешный стартап, предложила мне сотрудничество в создании прототипа и продвижении изобретения.

Моя разработка направлена, в первую очередь, на людей с ограниченными возможностями по слуху и зрению. Для того, чтобы они могли ориентироваться в окружающем мире, им нужен человек-проводник, который рисует на руке, что находится рядом. Виброматрица сможет заменить таких проводников, но, конечно, нужно продумать, как она будет распознавать предметы в окружающем мире.

Еще одно применение – «умные часы», которые, при помощи виброматрицы, смогут передавать тактильно сообщения. Идешь, с кем-то общаешься, и тут же узнаешь новости – по ощущениям.

Последние несколько лет робототехника поддерживается государством. Почти в каждой школе есть классы с Лего-роботами. Но они слишком просты. Я считаю, уже с 5 класса надо переходить на программирование более сложных устройств. Получить хорошее образование можно, главное, чтобы было желание.

Я хочу заниматься робототехникой, чтобы что-то было в физическом мире, не только виртуальном. Думаю, к 2022 году роботы-помощники будут в каждой квартире. Концепцию «восстания машин» я не разделяю. Какой бы искусственный интеллект ни создали, он никогда не заменит человеческого общения и чувств.

Григорий Подоксик, 15 лет

Проект: «ЭКСОДУС: Устройство сопряжения спортивного тренажера с компьютером для превращения тренировки в компьютерную игру»


Григорий Подоксик  © Фото: из личного архива Григория Подоксика 

Электроникой я начал заниматься в 3 классе. Моим первым изобретением была противоугонная система для машины. Если вес машины, которая стояла на парковке, менялся, это значило, что автомобиль в движении. Идея была хорошей, но оказалась дорогой: для грузового автомобиля она обошлась бы в несколько сотен тысяч рублей.

Потом я запатентовал стеклоочиститель, который очищает стекла машины от снега и льда. В устройстве дворника был мотор с двумя вращающимися щетками: одной обычной, которая стирала воду, другой – твердой, очищающей снег.

Я любил играть в компьютерные игры. Но осознавал, что зависимость от компьютерных игр приводит не только к бездарной трате времени, но и к проблемам со здоровьем. Так родилась идея устройства, которое переводит компьютерную игру в спортивную тренировку.

Я написал код для контроллера, который подключается к компьютеру, чтобы он заставил принимать кардиотренажер за клавиатуру. Таким образом, вместо клавиш начинают работать педали. Пользователь крутит педали – его герой движется. Перестает – его штрафуют. Занимается интенсивнее – его герой бежит быстрее. Также устройство замеряет пульс, чтобы не допустить перегрузки. Практически любая игра подходит для этого устройства.

Мне кажется, это круто: по сути, можно придумать что угодно, любую систему! Все можно запрограммировать. В процессе работы над изобретением мне интересно именно это – воплотить свою идею.

Робототехника, виртуальная реальность развиваются очень быстро. Еще пару лет назад идея автомобилей, которые могут ездить без водителя, казалась фантастической. А сегодня в некоторых странах уже ездят такие автобусы.

Сейчас я учусь в физико-математическом лицее. С одной стороны, ЕГЭ позволяет проверить знания всех по одинаковой системе. С другой – ты приходишь на экзамен и понимаешь, что цена ошибки слишком высока: если напишешь правильно, то вся жизнь пойдет одним образом, а если неправильно – другим.

Человек может ошибаться очень редко, но не ошибаться не умеет. Например, мы можем сконструировать двигатель самолета, но не просчитать одной важной детали, и это приведет к катастрофе. А робот не сможет так ошибиться. И его безупречная работа – вопрос времени.

Машины наверняка могут гораздо больше, чем их используют сейчас. Конечно, есть некоторые виды деятельности, которые роботы не смогут сделать. Например, они не способны к творчеству. Но я убежден, что многие функции машин мы еще не открыли.

Присоединяйтесь к «Русской Весне» в Одноклассниках, Telegram, Facebook, ВКонтакте, Twitter, чтобы быть в курсе последних новостей.
Читайте также
Количество просмотров: 1 632



b4a8f662eb47b5d8