
Продолжая занимать бескомпромиссную позицию в отношении курдов, официальная Анкара, порой, доходит до крайностей.
Зачастую она готова пожертвовать своими отношениями даже с традиционными союзниками, в том числе Вашингтоном.
Так, советник главы турецкого государства Шереф Малкоч 19 февраля заявил, что правительство может принять определенные меры воздействия на Соединенные Штаты в том случае, если последние откажутся признать сирийскую курдскую Партию демократического союза (ПДС) террористической организацией.
По его словам, речь может идти, в том числе, о мерах по линии турецкой авиационной базы «Инджирлик», где дислоцируются соединения военно-воздушных сил США. Малкоч намекает на возможность ее закрытия.
Сам Эрдоган, соблюдая определенные требования дипломатии, немного пожурил своего подчиненного, заявив, что он «не в курсе, что говорил Малкоч и на чем он основывался, но с его стороны неправильно делать такие заявления», и что «подобные заявления может делать, оценив ситуацию, правительство, это тема полномочий правительства», однако не отрицая такой перспективы развития событий.
Таким образом, развивая тему отношения Вашингтона к курдской проблеме, власти Турции фактически пытаются шантажировать своих заокеанских партнеров.
Практически все национальные СМИ процитировали слова Малкоча о том, что «если США в действительности являются другом и союзником Турции, то они должны признать ПДС — сирийское крыло Рабочей партии Курдистана — террористической организацией. Если друг поступает как враг, то могут быть приняты меры, и они не будут ограничены только базой Инджирлик, у Турции есть широкие возможности. США в Сирии сейчас действуют с Россией против Турции. Можно ли это объяснить?»
Глава внешнеполитического ведомства Турции Мевлют Чавушоглу также выразил уверенность в том, что руководство Белого дома должно определиться с выбором между Турцией и «террористическими организациями», имея в виду позицию Вашингтона в отношении ПДС (напомним, что США отказываются от признания Партии демократического союза террористической организацией).
На первый взгляд, значение «Инджирлик» для реализации военно-политических амбиций Соединенных Штатов на Ближнем Востоке сложно переоценить: после начала войны в Ираке в 2003 году порядка 70 процентов военных грузов проходило туда через эту авиабазу. Она также широко использовалась в период наиболее активных военных действий в Афганистане.
Однако, согласно мнению военных экспертов, в настоящее время здесь расположены лишь второстепенные силы американской авиации, участвующие в нанесении ударов по позициям террористов на территории Сирии. Основные же силы находятся на авиабазах, расположенных на территории наиболее последовательных союзников США — Саудовской Аравии и Кувейта. Значительная часть американского военного флота также базируется на авианесущих судах, которые мало зависят от позиции тех или иных правительств.
Таким образом, угрозы турецких властей едва ли можно воспринимать серьезно.
В свою очередь, реакция официального Вашингтона на действия Анкары в отношении сирийских курдов продолжает оставаться довольно жесткой. Так, американский вице-президент Джо Байден уже призывал Эрдогана прекратить обстрелы позиций подразделений ПДС турецкой артиллерией.
Понять, насколько Турция готова ссориться с США из-за курдского вопроса, можно будет уже в ближайшее время, проанализировав, как Анкара и ее протеже туркоманы будут вести себя по отношению к сирийским курдам в условиях провозглашенного несколько дней назад перемирия в Сирийской Арабской Республике.