
В четверг, 22 сентября, палата представителей конгресса США одобрила «Акт о стабильности и демократии на Украине», предполагающий в том числе и отправку в Киев летального вооружения.
Буквально в тот же день вице-президент США Джозеф Байден напомнил украинской власти о необходимости выполнять обещания — провести, наконец, в стране экономические и политические реформы. В противном случае, по словам Байдена, ЕС может отменить санкции в отношении России.
Оба события имеют нечто общее: США вынуждены признать, что их «украинский проект» провалился и Петра Порошенко надо спасать.
Однако, не понимая сути происходящего на Украине, Вашингтон лишь расширяет зону гражданского конфликта, вооружая противников нынешнего режима.
Ключевым в этой истории является недавний визит на Украину министров иностранных дел Германии и Франции Франка-Вальтера Штайнмайера и Жан-Марка Эро.

Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, президент Украины Петр Порошенко и министр иностранных дел и международного развития Франции Жан-Марк Эро во время встречи в Киеве
Руководители дипломатических ведомств фактически привезли в Киев мирный план урегулирования гражданского конфликта на востоке страны. Их предложения во многом совпали с позицией России.
Во-первых, полностью остановить военные действия в зоне конфликта (и это произошло 15 сентября). Во-вторых, одновременно приступить к реализации политической части Минских соглашений: объявить амнистию для участников конфликта, провести децентрализацию страны с определением особого статуса для Донецкой и Луганской Народных Республик с последующим внесением соответствующих изменений в Конституцию, принять закон о выборах и провести их на этой территории.
Порошенко этот план категорически не устраивает. И в этом его поддерживают многочисленные «ястребы» во власти и парламенте.
Прежде всего, война стала на Украине хорошо налаженным бизнесом. Например, на предприятиях, принадлежащих президенту, изготавливаются различные виды вооружений, которые государство закупает по завышенным ценам. А есть еще теневой бизнес — контрабанда оружия, контрабанда угля и т. д.
Иными словами, в период экономической стагнации война становится для части украинского бизнеса возможностью выживать.
Во-вторых, мирный план разрешения гражданского конфликта не дадут реализовать украинские радикальные группировки (по разным оценкам, это от 30 до 50 тысяч вооруженных боевиков). Ведь членство в этих группировках является для бойцов вооруженных бандформирований, именующих себя «добровольческими батальонами», единственно возможной работой в нынешнее время.
Они, конечно, не воюют в зоне антитеррористической операции («АТО»), а промышляют рэкетом и рейдерством. Но пока идет война, они почти легально могут носить оружие, форму, называя себя «добробатами», участвовать в акциях типа «поджога телеканала «Интер», требовать от власти, как ветераны «АТО», льгот и субсидий.
В-третьих, для самой власти война стала удобным оправданием неудач в мирном развитии страны. На войну можно списать и экономические провалы, и политические конфликты, и маленькие зарплаты бюджетников, которые повсеместно не выплачиваются.
Поэтому мирный план урегулирования, предложенный министрами иностранных дел ЕС, был воспринят большинством в парламенте, представителями бизнеса и радикалами в штыки. Штайнмайер и Эро поняли это на встрече с руководителями фракций парламента.
И тогда министрам пришлось прозрачно намекнуть: если Украина не реализует политическую часть Минских соглашений — не будет безвизового режима.
В принципе, Штайнмайер и Эро не предложили ничего принципиально нового, они просто озвучили все то, что записано в Минских соглашениях. Принципиально новым был сам подход. Впервые с 2014 года министры говорили не об «агрессии России», а об ответственности за происходящее украинской власти.

Главы МИД Франции и Германии Жан-Марк Эро и Франк-Вальтер Штайнмайер во время визита в Киев, Украина
В ЕС, наконец-то, осознали: причина украинских проблем находится не вне, а внутри страны, в самой власти.
Новый подход ЕС к проблемам Украины стал для Порошенко шоком.
Оказывается, европейские политики начали терять к нему доверие, перестали верить в его воинственную идеологию, принуждают к политическим шагам, которых президент категорически совершать не хочет.
На следующий день после визита Штайнмайера и Эро Порошенко выступал на ежегодной международной конференции YES. Заочно споря со своими европейскими оппонентами, он стал банально врать про то, как Украина выполняет политическую часть Минских соглашений.
В США похоже тоже поняли, что за два года Порошенко так и не смог выиграть войну. Еще в марте 2015 года спикер палаты представителей конгресса США, республиканец из штата Огайо Джон Бейнер (John Boehner) и группа ведущих законодателей от Республиканской и Демократической партий призывали Белый дом немедленно предоставить Украине военную помощь в виде летального оружия. Но тогда из этого ничего не вышло.
Теперь, когда стало окончательно ясно, что война переходит в разряд бесконечно затяжных именно по вине Киева, Соединенные Штаты хотят радикализировать ситуацию. Раз Порошенко проигрывает, надо дать ему оружие, пусть воюет. Так появился «Акт о стабильности и демократии на Украине», по которому Киев может получить летальное оружие.
США отчетливо понимают, что теряют Европу, которая больше не хочет ни войны, ни санкций. Украинская проблема разделила партнеров — ЕС и США. И визит министров иностранных дел Франции и Германии это продемонстрировал.
Для ЕС, а в особенности Франции и Германии, затяжная война на Украине перешла уже в разряд внутренних проблем этих стран.
Проиграв Украину, как свой проект, в который они вкладывались на протяжении двух лет и деньгами, и политическим ресурсом, они вынуждены признать, что «хотя автобус шел точно по маршруту, но, оказывается, не в ту сторону». Иными словами, правительствам Германии и Франции придется отвечать перед избирателями за «неправильное направление движения».
Для США в украинской ситуации тоже наступил момент истины. До недавнего времени здесь рассуждали по известной американской формуле:
Порошенко, конечно, сукин сын, но наш сукин сын». Но оказалось, что Порошенко все два года просто вел свою игру. И лучше всех это понял именно вице-президент Байден, который отвечает за «украинское направление» в команде американского президента.

Президент Украины Петр Порошенко на заседании Верховной Рады в Киеве. 6 сентября 2016 года
В Нью-Йорке на Совете по международным отношениям Байден заявил, что с начала кризиса на Украине тратит по два-три часа в неделю на телефонные разговоры с украинскими лидерами, убеждая их решительно проводить реформы.
Но ситуация очевидна: реформ нет, есть только ложь и пустые обещания президента.
Именно Байден, по его словам, «продавливал» в Германии, Франции и Италии идею сохранения санкций против России. Ведь если они будут отменены, то проигравшим будет не только Порошенко, но и сам Байден.
Безусловно, в раздражении американского вице-президента есть и личные мотивы. Он настаивал на смещении премьера Арсения Яценюка и генпрокурора Виктора Шокина и прилетал даже на переговоры в Киев в декабре 2015 года. Но на эти должности Порошенко вновь поставил своих людей Владимира Гройсмана и Юрия Луценко. И все осталось по-старому — коррупция, отсутствие реформ, умирающая экономика.
Конечно, решение палаты представителей конгресса США о поставках Украине летального оружия вовсе не означает, что такое оружие будет передано Украине. Это решение еще должен одобрить сенат, а потом подписать президент. А до последнего времени Обама был против поставок Украине оружия.
Но, во-первых, сам факт такого решения палаты представителей поддерживает украинскую «партию войны». А значит, вопреки предложениям Штайнмайера и Эро, Порошенко не будет заниматься реализацией политической части Минских соглашений.

Главы МИД Франции и Германии Жан-Марк Эро и Франк-Вальтер Штайнмайер в Славянске, Украина. 15 сентября 2016
Во-вторых, возможности сохранять власть в прежней конфигурации у Порошенко исчерпаны. Как заявил РИА Новости бывший глава правительства Украины Сергей Арбузов, «у президента больше нет ресурсов сохранять власть» и наступает, по его мнению, момент, когда Порошенко придется либо вводить в стране личную диктатуру, либо назначать новые парламентские и президентские выборы.
Есть и третий вариант развития событий. По мнению депутата парламента Украины от «Батькивщины» Игоря Луценко, в стране идет подготовка к военному перевороту.
«Речь идет о том, что официальные, формально контролируемые государством, организованные и натренированные отряды с тяжелой бронетехникой и бог знает каким еще вооружением, особо не скрываясь, планируют детали своего прихода к власти», — утверждает парламентарий.
Если США все же решат поставлять Украине летальное вооружение, оно через короткое время окажется не в зоне «АТО», а на улицах и площадях Киева. И вполне вероятно, что «добробаты» направят его против режима Порошенко.