Крестьянин-генерал: Восхождение Героя, изменившего отечественную авиацию (ФОТО)

Крестьянин-генерал: Восхождение Героя, изменившего отечественную авиацию (ФОТО) | Русская весна

К 125-летию со дня рождения авиаконструктора С. В. Ильюшина.

125 лет назад родился Сергей Владимирович Ильюшин — выдающийся советский авиаконструктор, трижды Герой Социалистического Труда, семикратный лауреат Сталинской премии, генерал-полковник-инженер, академик АН СССР.

Ильюшин — разработчик легендарного штурмовика Ил-2. Сегодня его имя носит ОКБ, среди текущих проектов которого легкие, средние, тяжелые и сверхтяжелые военно-транспортные самолеты, самолеты радиоэлектронной борьбы и пассажирские лайнеры.

***

Советский ученый и авиаконструктор, генерал-полковник-инженер (1967), доктор технических наук (1940), профессор (1948), академик АН СССР (1968), трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974) Сергей Владимирович Ильюшин родился 30 марта 1894 года в деревне Дилялево Вологодской губернии (ныне входит в состав Новленского сельского поселения Вологодской области).

Сергей Владимирович был младшим ребенком в многодетной крестьянской семье. Его детство и отрочество прошли на рубеже XIX–XX вв. в трудных условиях жизни русской деревни.

В автобиографии С. В. Ильюшин писал:

«Тяжелую физическую работу я стал выполнять очень рано, начав пахать землю в 1906 году, когда мне было всего лишь 12 лет, так как отцу в то время было уже 63 года, а матери 56 лет, и она уже не в состоянии была пахать землю».

В том же 1906 году он окончил земскую школу. В дореволюционной России это были начальные школы, с трех- или четырехлетним сроком обучения и одним или двумя учителями. Они отличались лучшей постановкой учебно-образовательной работы по сравнению с министерскими и церковно-приходскими школами. По лучшим учебникам того времени в школе он учил чтение, письмо, арифметику, закон божий, а также основы природоведения, географии и истории.

Однако начальное образование не даёт специальности и постоянной работы, что вынуждало молодого паренька при пожилых родителях перебиваться случайными заработками.

Он трудился землекопом, косил сено, подрабатывал на красильной фабрике, затем разнорабочим на Коломяжском ипподроме Санкт-Петербурга, там же принял участие в создании на базе ипподрома Комендантского аэродрома.

В сентябре–октябре 1910 года на базе аэродрома прошел первый всероссийский праздник воздухоплавания, где были продемонстрированы достижения отечественной авиации. Именно этот эпизод сыграет ключевую роль в его судьбе. Однако на данном этапе своей жизни С. В. Ильюшин продолжал поиск достойной работы и в конце 1911 года поехал на строительство Амурской железной дороги, откуда спустя год переехал на строительство судостроительного завода в город Ревель (ныне — Таллин, Эстония) — «под крыло» старшего брата.

С началом Первой мировой войны его призывают в русскую императорскую армию, где он отбывает воинскую повинность с декабря 1914 года. Службу проходил в пехоте и начал ее в учебной команде, где до октября 1915 года изучал премудрости военного дела, а затем служил писарем роты.

По стечению обстоятельств из пехоты Ильюшин был направлен для прохождения службы в авиацию, на тот же Комендантский аэродром.

Участник Первой мировой войны. Воевал в составе аэродромной команды военного Комендантского аэродрома: помощник моториста, младший моторист, старший моторист, браковщик по самолетам. В 1917 году он поступил и окончил школу летчиков. Февральская, а затем Октябрьская революции в России и последующие события привели к демобилизации С. В. Ильюшина.

В 1919 году призван в Красную Армию. Участник Гражданской войны. Службу проходил механиком 6-го авиаремонтного поезда на Северном фронте. С февраля 1920 года С. В. Ильюшин переведен в Саратов старшим механиком, комиссаром 2-го авиационного парка Кавказского фронта. В феврале — июне 1921 года — начальник 15-го поезда 9-й Кубанской армии Кавказского фронта.

После войны С. В. Ильюшин в 1921 году поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота. В ноябре 1922 года на базе Института создана Академия Воздушного Флота имени профессора Н. Е. Жуковского, которая с 1925 года стала именоваться Военно-воздушной академией РККА.

В 1923 году в академии было создано Военно-научное общество, в составе которого С. В. Ильюшин становится руководителем моторной секции и с этого момента он начинает заниматься научной работой, конструированием, постройкой и испытанием планёров. С окончанием академии в 1926 году С. В. Ильюшину присвоено звание инженера-механика Воздушного флота, и он назначается председателем самолетостроительной секции Научно-технического комитета ВВС.

В ноябре 1931 года С. В. Ильюшин — заместитель начальника Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и начальник Центрального конструкторского бюро (ЦКБ). 13 января 1933 года С. В. Ильюшин создает ЦКБ при московском заводе имени В. Р. Менжинского, которое в дальнейшем станет Опытным конструкторским бюро (ОКБ), и возглавляет его в должности главного конструктора. ОКБ занималось созданием бомбардировщиков, штурмовиков и пассажирских самолетов.

В 1935 году под руководством С. В. Ильюшина был построен двухмоторный дальний бомбардировщик ЦКБ-26, на базе которого в дальнейшем были разработаны такие его модификации, как ДБ-3 (1937), ДБ-3Ф (1938) и Ил-4 (в серийном производстве с 1940 года). На первых боевых самолётах ЦКБ-26 (ЦКБ-30 и ЦКБ-30Ф), созданных в ОКБ, было установлено несколько мировых рекордов высоты с различными грузами.


Дальний бомбардировщик ДБ-3 (ЦКБ-30)


Двухмоторный дальний бомбардировщик Ил-4

В 1938–1939 годах на самолётах Ильюшина были совершены беспосадочные перелёты Москва — Спасск (Дальний Восток) и Москва — остров Мискоу (Северная Америка).

В 1939 году ОКБ Ильюшина создает бронированный штурмовик Ил-2 (принят на вооружение в 1941 году). В последующем многоцелевой самолёт Ил-4 станет основным дальним бомбардировщиком и торпедоносцем периода Великой Отечественной войны. Ил-2 положил начало новому роду боевой авиации и новой тактике её применения. 20 сентября 1940 года главному конструктору С. В. Ильюшину без защиты диссертации присвоена ученая степень доктора технических наук.

С началом Великой Отечественной войны С. В. Ильюшин оставался в прежней должности. 25 ноября 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «за исключительные заслуги перед государством в области создания новых типов боевых самолетов» С. В. Ильюшину присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В ходе войны в ноябре 1942 года руководителю ОКБ присваивается воинское звание генерал-майора инженерно-авиационной службы.

В 1943 году ОКБ Ильюшина разработало штурмовик Ил-10, имевший меньшие размеры и лучшие аэродинамические характеристики, чем прежние самолёты (стал поступать на вооружение в 1944 году). Данный факт не остался без внимания правительства: С. В. Ильюшин становится генерал-лейтенантом инженерно-авиационной службы, а его детище на знамя предприятия добавляет к ордену Ленина, полученному в 1942 году, боевой орден Красного Знамени.

После войны под руководством С. В. Ильюшина были разработаны и построены штурмовики Ил-16, Ил-20 с поршневыми моторами, Ил-40 с двумя реактивными двигателями.


Опытный штурмовик Ил-20

В 1946 году коллектив ОКБ Ильюшина выпустил первый пассажирский самолёт Ил-12. В том же году выпущен экспериментальный реактивный бомбардировщик Ил-22 с четырьмя двигателями. В 1948 году принят на вооружение первый советский фронтовой реактивный бомбардировщик Ил-28.


Самолет радиоэлектронной разведки Ил-20М

Продолжая работать над совершенствованием бомбардировщиков, КБ под его руководством разработало такие самолеты, как Ил-46 и Ил-54.


Бомбардировщик Ил-54

С 1956 года С. В. Ильюшин — генеральный конструктор ОКБ. В 1957 году под его руководством был создан многоместный турбовинтовой самолёт Ил-18, который длительное время являлся одним из основных самолётов СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года «за заслуги в деле создания новых самолетов» С. В. Ильюшин был удостоен второй золотой медали «Серп и Молот».


Пассажирский турбовинтовой самолёт Ил-18

С 1958 по 1969 год на самолете Ил-18 было установлено 22 мировых рекорда.

Последним самолётом С. В. Ильюшина стал трансконтинентальный лайнер Ил-62. В 1970 году по состоянию здоровья Сергей Владимирович уходит с руководящей работы, сохранив за собой научно-технические функции. За исключительные заслуги в развитии авиационной науки и советского самолетостроения и в связи с юбилеем Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1974 года С. В. Ильюшин был награжден третьей золотой медалью «Серп и Молот».

Как ученый и авиаконструктор С. В. Ильюшин создал свою научную школу в области самолётостроения, внес крупный вклад в развитие отечественной авиации.

В последующие годы коллектив ОКБ имени С. В. Ильюшина создал реактивный транспортный самолёт Ил-76 в различных модификациях и первый в Советском Союзе широкофюзеляжный пассажирский самолёт (аэробус) Ил-86, самолёты Ил-96-300 и Ил-114.


Широкофюзеляжный пассажирский самолёт Ил-96-300

С. В. Ильюшин умер 9 февраля 1977 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

За свою научную и конструкторскую деятельность Сергей Владимирович награжден восемью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова I и II степеней, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и медалями.

Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинских и Государственной премий (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952, 1971). Почетный гражданин города Вологды. В Москве и Вологде установлены бронзовые бюсты С. В. Ильюшина. Его именем названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Вологде и др. городах.


Бюст советского авиаконструктора С. В. Ильюшина в Вологде

Читайте также: «Это Путин!? Русские великолепны!» — иностранцы поражены манёвром звена истребителей Су-30 (ВИДЕО)

Научно-исследовательский институт военной истории ВАГШ ВС РФ (Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации)

Крестьянин-генерал: Восхождение Героя, изменившего отечественную авиацию (ФОТО) | Русская весна
Количество просмотров: 13 841



b4a8f662eb47b5d8