
У российской экономики потенциал роста выше потенциала падения, а иммунитет к санкциям на порядок выше иммунитета их вводящих.
Ксения Юдаева — заместитель руководителя ЦБ — заявила, что экономисты готовились к торговой войне, но не думали, что противник пойдет на заморозку золотовалютных резервов. Однако по заявлениям других видных финансистов видно, что ситуация не соответствует их представлениям о правилах либерального мира.
Алексей Кудрин — руководитель Счетной палаты, эксперт и балагур — по приезде из Израиля явился в Совет Федерации, вспомнил Болотную и рубанул — ВВП в 2022 году упадет на 10%, а через два года — восстановительный рост. Правда, не стал перегружать аудиторию аргументами.
Эльвира Набиуллина — руководитель ЦБ РФ — прокомментировала отток частного капитала, сказав, что нельзя отождествлять его с незаконным вывозом или «бегством капитала».
Любая страна с положительным сальдо текущего счета платежного баланса в открытой экономике вывозит капитал либо через рост государственных валютных резервов, либо через частный сектор.
Поэтому отток капитала — это необязательно плохо, а приток — это не всегда хорошо для экономики.
При выборе модели открытой экономики на столе финансовых властей лежали японская, корейская, китайская, индийская модели, но выбрали колониальную. Прогноз Кудрина и комментарий Набиуллиной верны в случае, если сохранять приверженность старой модели.
Хотя очевидно, что приверженность российских финансовых властей колониальной модели спровоцировала торговую войну. В день объявления спецоперации экономика оказалась в положении Советской Армии в июне 1941 года. Молчание в первой декаде — генератор, умножающий санкции и размер ущерба государства, бизнеса и россиян. Идея кубышки, заимствованная у бабушки, готовившейся к переходу в иной мир и вытеснившая идею развития, подтвердила свою токсичность.
Пики оттока частного капитала напоминают как минимум о «синдроме Урганта».
Первый — $152,1 млрд — IV квартал 2014 года — «Крымнаш». Второй — I квартал 2022 года — $64,2 млрд — ультиматум и СВО, что в 7,1 и 3,6 раза больше предыдущих периодов.
Очевидно, старую модель экономики убивают «отцы-основатели» как неспособную поддерживать привычный для обывателя уровень потребления.
Не знают, как выйти из тупика, и нашли предлог — во всем виновата Россия. Возврат «во вчера» не предусмотрен и остался только в головах «российских сектантов». Понимают «оба два», что приверженность старой модели — нацеливание «кролика», бежавшего в «пасть западному удаву», на трек в «пасть китайскому дракону»
Качественное развитие начинается с понимания и приверженности элиты и общества, стратегии развития. Когда лейтенант понимает, что надо делать, чтобы стать генералом, а начальство видит и ценит смекалку и героизм, отсеивает нытиков, слабаков и предателей — приближается общая победа.
В основе новой модели — национальный эгоизм и прагматизм. Живем и тратим там, где зарабатываем.
Запрещаем мародерство и поощряем лояльность бизнеса к стране и населению. Продаем излишки и товары с высокой добавленной стоимостью, а покупаем необходимое.
Экспорт излишков и товаров с высокой добавленной стоимостью поощряем. Экспорт стратегического дефицита «утяжеляем» или обмениваем на стратегический импорт. Импорт ненужного блокируем.
Проводим анализ глобального экспорта стран коалиции. Определяем список товаров, подверженных нашему влиянию на себестоимость, и усиливаем вплоть до сдвига в зону нерентабельности через ограничение и координацию поставок с мировыми и замещаем экспорт производителей из коалиции своим.
Наряду с открытием параллельного импорта дефицитных товаров и отказа от соблюдения авторских прав расширяем список товаров, подлежащих замещению.
Только прямые финансовые потери от удара врага — не менее $350 млрд. Даже если завтра активы разморозят, то найдут повод для требования мгновенного погашения всех внешних долгов — около $455 млрд — и оставят другие санкции.
Оставаясь в старой модели, падение ВВП — близко к 10% в 2022.
Мое предложение — меняем модель.
Тогда ВВП в 2022 — около нуля. 2023 — рост до 5%. Далее ежегодно в течение 10 лет — не менее 8%.
Определяем два банка, доказавших готовность к работе в условиях войны по балансам I квартала 2022. Потерявших на стороне противника вычеркиваем. Производим докапитализацию из средств ФНБ — около 4,5 трлн рублей, замороженных на валютных счетах ЦБ. Открываем счета «С», где накапливаются деньги всех иностранных инвесторов до полной отмены санкций — около $455 млрд.
Внедряем технологии эмиссии и кредитования цифровым рублем.
Определяем, что стимулируемые правительством проекты финансируются только по схемам обратного лизинга с долей первичного финансирования инициатора от 5 до 15%, в зависимости от стратегической важности проекта. Первые проекты — предприятия, покинутые собственниками.
«Эпоха вхождения» оставила много закладок — одних бизнес-ассоциаций более 50. Не имеют обязательств перед государством и обществом, но обладают обширными правами. Их главная цель — защита прав и лоббирование интересов членов ассоциации. Считаю, что прокуратуры и суда достаточно. На базе отраслевых ассоциаций необходимо создать институты развития.
Возложить обязательства по специальному образованию, прикладной науке, продвижению инноваций, проектов импортозамещения, адаптации технологических новинок противника к российским реалиям, продвижению товаров на внешние рынки.
Кому, как не «ассоциации хлебопеков», виднее, производство какого оборудования будет востребовано сегодня и в ближайшей перспективе, какие рецепты хлеба востребованы, какие технологии повышают качество и снижают себестоимость производства, кто из производителей придерживается, а кто игнорирует отраслевые стандарты качества, сколько квалифицированных специалистов разных уровней востребовано на предприятиях ассоциации?
Отраслевые ассоциации, опираясь на финансы, знания, опыт и волю членов, должны стать инициаторами новых проектов. Вести подбор кадров, согласовывать с лизинговыми компаниями и банками порядок финансирования и обратного выкупа новых проектов.
Нести ответственность за эффективность проектов перед лизинговыми компаниями и качество продукции перед потребителями.
Обязать отраслевые ассоциации контролировать отраслевые стандарты качества, еженедельно публиковать оптовые цены на продукцию, что позволит отменить большинство конкурсов на закупки, сдерживающие развитие.
Не буду умножать количество слов. Кому интересно — регистрируйтесь и пишите в Telegram VDneprov.
Читайте также: Россия начала оказывать финансовую помощь украинцам на освобождённых территориях (ВИДЕО)
Валентин Днепров, специально для «Русской Весны»