
СТО — теория о пространстве, времени и движении. О том, как движение меняет видимые размеры вещей и представления о ходе времени.
СТО не про реальность, это не про физическую вселенную. Это теория о законах нашего восприятия мира. Если это не осознать, то невозможно правильно понять и саму СТО. А вот если осознать, то СТО превращается в очень простую теорию, с формулами на уровне математики для старших классов (преобразования Лоренца).
Проведем мысленный эксперимент, который так любил Эйнштейн. Возьмем толстушку-буфетчицу и запустим ее на субсветовом космическом корабле. Скорость подберем так, чтобы видимый продольный размер корабля уменьшился в два раза. Тогда стоящую перед зеркалом буфетчицу мы увидим с Земли стройной девушкой, которую хоть сейчас приглашай на подиум. Увы, для самой буфетчицы ничего не изменится. В зеркале она по-прежнему будет видеть все лишние килограммы.
О чем говорит этот мысленный эксперимент? О том, что к реальности СТО не имеет никакого отношения.
Для последователей Канта СТО есть элементарная, очевидная теория, которая просто подтверждает идею Канта о субъективности пространства и времени. Для материалистов СТО тайна великая есть. И вот почему.
У материалиста СТО вызывает когнитивный диссонанс. Это когда некие два убеждения противоречат друг другу.
Согласно материализму (классическому реализму) пространство и время объективны, не зависят от наблюдателя. СТО начисто отрицает объективность пространства и времени. По СТО формы и размеры предметов, ход времени зависят от скорости наблюдателя и наблюдаемых вещей. Причем никаких истинных размеров вещей нет, как нет и истинного времени. Все субъективно, раз нет абсолютной, выделенной системы координат и все системы координат равноценны.
Об «истинности» материализма говорит весь обыденный опыт. Истинность СТО доказана экспериментами и подкреплена авторитетом учебников физики.
Вот и мучает нормального человека когнитивный диссонанс. Он чувствует, что его где-то обманывают, но никак не поймет где. И проносит это саднящее недоумение через всю свою жизнь.
Пытаясь одновременно верить в материализм и СТО, человек так и проживет свою жизнь с ощущением, что его ввели в заблуждение, что чего-то важного ему так ученые и не сказали.
Причем большинство смиряется с мыслью, что физики есть жрецы некоего тайного знания, недоступного простому смертному.
Правда прозаична. Во все времена жрецы элементарный фокус-покус выдавали за великое, тайное знание. Главное — не раскрывать суть этого элементарного фокуса. Тогда большинство зрителей никогда себе не признается, что они повелись на столь простую иллюзию.
1. Фундамент СТО — опыт Майкельсона. Он доказал, что скорость света одинакова для любых наблюдателей и не зависит от скорости последних. Заслуга Майкельсона.
2. Преобразования Лоренца. Заслуга Лоренца.
3. Идея относительности-субъективности пространства и времени. Заслуга Канта.
Заслуга Эйнштейна в том, что он все это скомпоновал. Свою теорию Эйнштейн замаскировал под физику через название статьи — «К электродинамике движущихся тел», чем многих ввел в заблуждение.
По сути, СТО есть СТС — специальная теория субъективности. Относительность здесь камуфлирует субъективистский мировоззренческий смысл СТО, маскирует ее под чистую физику реальности. А на самом деле СТО есть теория о видимых представлениях разума.
Повторю, что к реальности, физической вселенной СТО вообще не имеет отношения. В ней пространство и время перенесены в сознание, исследуются видимые представления о движущихся предметах. Если это осознать, то смысл СТО, можно сказать, элементарно прост.
Движение изменяет наши представления о размерах и формах вещей, а также представления о ходе времени. Все очень просто. СТО — это не про реальность, это о нашей картинке мира, о познании видимых представлений и представлений о времени. Движение в СТО не плющит атомы и электроны, оно сжимает картинку мира, выступает в роли кривого зеркала. Только-то. Что тут сложного? Все элементарно.
Известно, что Эйнштейн не любил Канта. Теперь причина понятна. Люди редко бывают благодарны гениям, у которых что-то позаимствовали.
В популярном тексте позволю себе одну философскую фразу: трансцендентальное познание Канта для физиков экзистенциально неприемлемо.
Если признать правоту и заслуги Канта, то Эйнштейн из величайшего физика превращается в простого иллюстратора идеи субъективности времени и пространства. А кто тогда создатель немецкой классической философии? На тему его жизни и идей можно сразу сочинять рок-оперу «Иммануил Кант — Суперстар».
У наших, родных интеллектуалов и интеллигентов по жизни обычно есть две несбыточные мечты.
1. Выучить английский язык.
2. Понять теорию относительности.
Буду рад, если помог исполнить одну из заветных мечт.
Читайте также: Кадры боёв за Мариуполь: В борт БТРа комбата морпехов ударил РПГ врага (ВИДЕО)
Вадим Кирпичев, специально для «Русской Весны»