
Турция наращивает военное присутствие в Сирии, активно включаясь в боевые действия, которые ведут в провинции Идлиб между собой проправительственные силы и исламисты различной степени радикальности.
Турция воюет на стороне последних.
Война идет с большими потерями.
На прошлой неделе от авиаудара сирийских (по другим данным, российских) ВВС погибло 36 турецких солдат.
В ответ Анкара начала регулярные удары по военным объектам Сирии. Главной атакующей силой турок стали беспилотники их собственного производства. Судя по ярким видеороликам, которые публикуют турецкие военные, — эти БПЛА действительно кое-что могут.
Правда, уже поступают данные, что «мухи Эрдогана» сирийцы начали сбивать. Но, тем не менее, в первые дни их использования они успели нанести заметный ущерб армии Асада.
Это уже вызвало всплеск интереса в мире к возможностям турецких БПЛА. В том числе и на Украине.
Учитывая, что авиацию Киев на Донбассе не использует, а беспилотники — очень плотно, то не исключено, что опыт турок в Сирии может сподвигнуть Украину на внедрение новой тактики в своем «Идлибе» — на линии фронта с ДНР и ЛНР.
Украинское издание «Страна» разбиралось в значении беспилотников для войны в Сирии и возможности их применения на Донбассе.
Первый беспилотный удар по сирийской армии последовал 27 февраля — после гибели трех десятков турецких военных в Идлибе.
Удар наносился беспилотниками и транслировался министерством обороны. Получилось очень зрелищное кино. На ролике было видно, как турки с воздуха расстреливают военную технику и склады сирийской армии.
Такие удары начали наноситься ежедневно. А затем Турция формализовала дрон-атаку, объявив о начале операции «Весенний щит».
Ролики атак турецких БПЛА продолжали наводнять интернет.
Позиции сирийской армии методично расстреливались ракетами с воздуха. Это стало тяжелым ударом, поскольку, как уже говорилось, боевики, на войну с которыми «заточены» силы Асада, такие налеты были совершать не в состоянии.
Приходилось прятаться в бункеры, что осложнило положение наступающей армии Асада.
При этом о всемогуществе «беспилотного флота» Эрдогана говорить пока рано.
Во-первых, уже есть данные о том, что аппараты, разящие с воздуха, начали сбивать. О трех таких случаях заявила 1 марта сирийская армия и опубликовала видео, на котором виден один сбитый аппарат.
Заявляется, что сирийцы «приземлили» самые крупные и дорогие турецкие БПЛА Anka-S, которых на вооружении всего три десятка.
Турция в ответ заявила, что сбила два сирийских самолета Су-24. В Дамаске это подтвердили и заверили, что пилоты успешно катапультировались и сели на своей территории.
Во-вторых, даже в условиях массированных атак дронов Турция не смогла удержать за лояльными себе силами город Серакиб, над которым сбили дрон.
Наступление сирийской армии на Серакиб началось 1 марта. Оно стало ответом на атаку в этом районе со стороны турецких войск и союзных им формирований. Подразделения сирийской армии, вместе с частями «Хезболла» и при поддержке российской авиации к утру 2 марта смогли вытеснить противника к Афесу и Найрабу.
Впрочем, нет гарантии, что турки не попробуют отбить этот населенный пункт. Но факт остается фактом: даже с беспилотниками армия Эрдогана не смогла предотвратить потерю контроля над территорией.
А это слегка смазывает картинку ошеломляющих побед «Весеннего щита», которую рисует Турция. Тем более, что неизвестно, насколько беспилотная атака вообще стала фатальной для Сирии. И хотя она является весомым аргументом в сирийской войне, выиграть ее в целом, как и любой отдельно взятый род войск, дроны не в состоянии.
В мире беспилотники показывают себя эффективным оружием против не оснащенных ПВО нерегулярных войск (та же Турция использовала свои дроны в основном против ИГИЛ* и курдов). Но более-менее организованный противник серьезно ограничивает возможности применения БПЛА.
И тот факт, что сирийцы не готовились к войне с налетами турецких дронов, не говорит о том, что эта проблема не будет решаться — и охота на БПЛА, как видим, уже началась.
Кроме того, пока не видно массированного противодействия новой угрозе со стороны российской армии, обладающей и мощной ПВО, и средствами радиоэлектронной борьбы.
Но Москва, вообще, не факт, что будет предпринимать какие-то действия до встречи Путина и Эрдогана 5 марта. И неизвестно, как себя будут чувствовать турецкие дроны после того, как россиянам отдадут команду их массово сбивать.
Турция является третьим в мире производителем дронов — после США и Израиля.
Анкара развернула производство беспилотных аппаратов еще в начале двухтысячных. Причем без всякой помощи со стороны Запада и НАТО.
Более того, даже вопреки воле американцев, которым был невыгоден конкурент на этом быстрорастущем рынке военных технологий.
За последние пять лет турки не просто разработали, а произвели и поставили на вооружение два ударных БПЛА — полутонный Bayraktar TB2 и более крупную «полуторку» Anka.
Ударной версии «Байрактаров» на вооружении Турции сто единиц. «Анок» примерно втрое меньше. Bayraktar (в переводе «знаменосец») поставляется во многие страны мира. Его покупают из-за высокой автономности: 24 часа в воздухе.
Дрон оснащен противотанковыми ракетами или авиабомбами. Именно эту модель купила и Украина в 2018 году.
Меморандум о поставках на Украину беспилотных авиационных комплексов был подписан в Анкаре в июле 2018 года. Речь шла о шести машинах и 200 ракетах к ним. Сумма контракта — 69 миллионов долларов.
«Эти беспилотники оперативно-тактического уровня, кроме высоких технологических характеристик, они вооружены и могут быть довооружены высокоточным, высокотехнологичным ракетным вооружением для уничтожения бронетехники, инженерных и фортификационных сооружений. Могут быть использованы и для уничтожения морских целей», — говорил тогда президент Петр Порошенко.
Первую партию — три единицы — в январе 2019 года закупила компания «Укроборонпром». Говорилось, что, помимо дронов, создается украино-турецкое совместное предприятие для производства запчастей и ремонта БПЛА прямо на Украине.
С уже закупленными «знаменосцами» позировал тогдашний секретарь СНБО Александр Турчинов.
В марте 2019 года Порошенко передал на баланс ВСУ три ударных БПЛА из Турции.
20 марта беспилотники были опробованы в небе Украины. Во время полета они отработали нахождение различных типов целей, передачу их координат в командный центр, а также нанесение удара.
Также «Байрактары» уничтожили цели на Житомирском полигоне. Дроны были вооружены авиабомбами MAM-L турецкой компании Roketsan.
После этого военным потребовалось еще полгода, чтобы научиться управлять дронами. В сентябре украинские военные в Турции закончили курс обучения по эксплуатации Bayraktar TB2 и получили сертификаты.

То есть, как видим, украинские военные еще в сентябре научились управлять закупленными в Турции беспилотниками. Тем не менее, пока информации об их использовании на Донбассе нет.
Хотя после наглядной демонстрации в Турции на Украине начали раздаваться призывы поскорее применить дроны против ДНР и ЛНР.
Особенно сильно эту тему начали продвигать сторонники Порошенко.
«В Сирии войска Асада и РФ объявили настоящую охоту на турецкие БПЛА, потому что беспилотники стали для них кошмаром. Полезный опыт, нужно перенимать», — пишет блогер Кирилл Сазонов.
«В свое время некоторые эксперты обвиняли Порошенко в закупке турецких ударных беспилотников. И в чем только не обвиняли Порошенко? Давайте лучше посмотрим работу таких БПЛА по очистке планеты от московитской заразы, правда, в Сирии», — радуется порохобот Мирослав Гай.
Беспилотники на Донбассе воюют уже давно, правда, в основном, для разведывательных целей. Особенно они активны с тех пор, как ополченцы «приземлили» украинскую авиацию в этом районе.
При этом то одна, то другая сторона сообщают о том, что сбили беспилотник противника.
Могут ли существенно изменить расклад сил три ударных дрона из Турции, которые стоят на вооружении ВСУ? Или впоследствии шесть? В этом есть большие сомнения, глядя на события в Сирии, где, несмотря на флот Эрдогана, силы Асада продолжают наступать и даже начали сбивать турецкие БПЛА.
«Кадры расстрелов с воздуха обошли весь мир. Но это кровавое шоу возможно только при полном отсутствии противодействия со стороны средств РЭБ и систем ПВО России.
Два или три новейших турецких беспилотника Anka-S (куда более крутые и дорогие аппараты, чем TB-2) сбили сами асадиты», — пишет волонтер ВСУ Юрий Касьянов, который занимается проблематикой военных дронов.
«Отправь „Байрактары“ на Донбасс, нашпигованный российскими РЭБ и ПВО, под боком у России, и увидишь совсем другое кино», — считает он.
«То, что у россиян есть чем сбивать турецкие „воздушные этажерки“, ползущие по небу, мы знаем и по трагедиям на Донбассе и в Иране, где российскими ракетами были сбиты значительно более скоростные и высотные цели», — пишет Касьянов.
То есть пока вероятность применения «Байрактаров» на Донбассе невысока — оружие это дорогое и штучное, и потерять его ради достижения локального и ограниченного эффекта, было бы не рационально.
С другой стороны, обострение боев на Донбассе часто имеет больше информационный характер, чем, собственно, военные цели. Поэтому применение турецкого «чудо-оружия» в отдельных ситуациях исключать нельзя, если это будет необходимо для создания картинки «возмездия» после очередных столкновений на линии фронта.
Читайте также: Россия предупредила Турцию о возможных последствиях полётов над Сирией
Виктория Венк
* Запрещенная в РФ террористическая группировка