
В этом году незадолго до Дня Победы по российскому ТВ стали рассказывать о парке Победы, который отстроили в столице Узбекистана.
Парк в Ташкенте начали создавать давно, но только сейчас смогли завершить, пишет «Ридус».
Парк — это всегда отлично, парк памяти Победы — еще лучше.
Но почему-то мало кто говорит при этом о судьбе монументов, посвященных советским героям, которые стояли в Узбекистане до этого, еще с советских времен.
Логично предположить, что в бывшей советской республике таких монументов должно было остаться много. Что стало с ними?
Дело в том, что последние лет 20 судьба у советских памятников в этой стране была не очень радостная.
За попытки стереть из своей жизни и памяти советское наследие в российском обществе ругают обычно европейские страны. Декоммунизация ассоциируется с Украиной или Грузией, но никак не с Узбекистаном. Но, как оказалось, в этой стране тоже был такой период.
После выхода из СССР президент новой и совсем независимой страны Узбекистан Ислам Каримов решил, что никаких следов Советского Союза в его стране остаться не должно. Сперва с узбекских площадей исчез Ленин, места которого теперь занимают памятники самому Каримову. Ожидаемо и логично, Ленин — фигура символичная.

Ислам Каримов в Самарканде
Но было решено на этом не останавливаться. В Узбекистане пошли дальше. Прошлись по всем памятникам, которые были хоть как-то связаны с советским и имперским прошлым. Где-то пропадали Пушкин и Гоголь, потом дело дошло до советских монументов победителям фашизма.

Ислам Каримов в Карши
Скульптурные композиции, монументы, памятники и бюсты просто рушили экскаваторами. Личности советской и российской истории исчезали с улиц Ташкента и других городов. Некоторые местные жители негодовали и протестовали против такого отношения к истории, но памятники один за одним продолжали бесследно пропадать.
Интересно, что в России этого никогда не замечали и не освещали, поэтому если спросить среднестатистического россиянина о судьбе советского наследия в Узбекистане, то он вряд ли что-то слышал о том, что от советских монументов так старательно избавлялись в дружественной стране. В Украине или Чехии — да, а про Узбекистан этот факт мало известный.
На место некоторых из снесённых монументов приходили одинаковые как близнецы памятники скорбящим узбекским матерям, уже без всякого намёка на Советский Союз.

Новая скорбящая мать в Самарканде
Говорят, идея скорбящих матерей принадлежала лично Каримову. В последние годы жизни в День памяти и почести (никакого Дня Победы в Узбекистане после распада СССР не существовало) он обычно ограничивался посещением именно этого памятника в Ташкенте.
Еще один интересный факт — термин Великая Отечественная война Каримов двадцать пять лет не использовал вообще, да и в узбекских учебниках такой формулировки не было.
Памятники времен Каримова постоянно моют
Сносили монументы в Узбекистане активно, но кое-что сохранилось. Уцелевшие со времён СССР памятники победителям фашизма сперва подверглись реновации. Она происходила занятно. Реновировали композиции не для того, чтобы они выглядели получше, а для того, чтобы немного изменить их внешний вид, адаптировать, так сказать, под новые реалии, сделать их менее советскими, что ли.
Так, все советские пятиконечные звезды были заменены на узбекские восьмиконечные. В таком виде памятники какое-то время существовали. Но за ними все равно никто уже особо не ухаживал, не обновлял их, не облагораживал. И в итоге они постепенно становились заброшенными.

Вечный огонь в Карши
Один из таких грустных примеров можно увидеть в городе Карши. Это «газовый» город, узбекские миллиардеры неподалеку добывают здесь газ. Город несколько лет назад сильно перестроили. Ну, как перестроили. Поставили на центральных улицах дома с красивым фасадом, в которых почти никто не живет, но мимо них приятно проехать на машине. А уже на второй линии улиц по-прежнему стоят старые покосившиеся домики простых местных жителей.

Город Карши с крыши советского памятника
Здесь же за советскими панельками на большом кургане стоит бывший монумент советским воинам. Ремонта он, судя по всему, не видел как раз лет тридцать.

Советский монумент в Карши
Вечный огонь внутри потушен, памятник завален мусором, а на крышу монумента ходят целоваться местные узбекские парочки.
Вообще, это место оказалось единственным в городе, где молодёжь может спокойно побыть наедине, потому что в стране основная религия ислам и подобное поведение осуждается и наказывается обществом. Особенно в провинциальном городе вроде Карши.
Влюбленные не то, что поцеловаться не могут на людях, даже за ручку ходить не принято.
А на крыше советского памятника можно, негласно, но можно. За безопасность отвечает мужчина-сторож, который берет с молодых небольшую плату, в пересчете на наши деньги это около десяти рублей. После этого влюбленные могут спокойно проводить время в достаточно уединённой романтической обстановке, ну или в обществе ещё такой же пары, потому что место пользуется спросом.
И да, монумент исписан именами влюблённых, а не именами тех, кто когда-то не вернулся с фронта.

Надписи влюбленных на памятнике советским воинам в Карши
Оставшиеся советские монументы и памятники в Узбекистане — грустное зрелище.
Даже после реновации, после того, как они перестали быть откровенно советскими, своего места в жизни Узбекистана они так и не нашли.
Их превращают в помойку, выбрасывая мусор, в их тени тайно проводят время влюбленные.
И уж точно они никому больше не напоминают о том, о чем должны, — о Победе в войне.
Читайте также: Козак раскрыл подробности переговоров по Донбассу в Берлине
Наталья Ромашина